1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

ЧРП или VFD и гармоники.

ПЧ, клапаны, муфты, задвижки, регуляторы и прочее

Модератор: Глоб.модераторы

Ответить

Автор темы
ASUTP_PLC
эксперт
эксперт
Сообщения: 1055
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
Имя: Нурисламов Руслан М.
Страна: Казахстан
город/регион: Алматы
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 32 раза

ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение ASUTP_PLC »

Имеем систему где рабочая зона отдалена от цеха с установленными частотниками.

Частотники имеют местные выносные пульты, с которых и запускаются по месту.
Физически сами частотники находятся примерно на расстоянии до 150-180 м.

Согласно проекту, ЧРП не имеют дросселей /а вот должны бы...
Сейчас приходится разбираться с шумом в двигателях. Есть почти во всех двигателях.
Имею предположение, что при близком размещении шумы могут пропасть, и что дросселя необходимы.
Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.

VaBo
частый гость
частый гость
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
Имя: Вадим
город/регион: Северодвинск
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 39 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение VaBo »

ASUTP_PLC писал(а):Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.
Изложить все возможные риски на бумаге в форме служебной записки и положить на стол секретарю (и запомнить входящий).
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Jackson »

Насчёт расстояния размещения ничего не скажу конкретного, но решающую роль это вряд ли играет, если всё сделать правильно. Скажу только в общем, т.к. с гармониками сталкиваюсь регулярно, но несколько в другом.

Влияние высших гармоник вообще многие недооценивают. Немало людей даже не в курсе что такое влияние есть. А оно есть. Первый вопрос который у меня возник: кабель от ПЧ до двигателей лежит экранированный? Должен быть экранированный, да с хорошим экранированием. Но это больше оградит стороннее оборудование от гармоник, нежели движки, которые к ПЧ и подключены. Был случай когда в связке контроллер-ПЧ-двигатель (контролер управляет ПЧ, ПЧ крутит двигатель) сносило мозги контроллеру из-за того что кабель от двигателя к ПЧ был неэкранированный.

Не совсем понимаю, что Вы называете шумом в движке. Напряжение к движку от ПЧ приходит не очень синусоидальное и это нормально.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

VaBo
частый гость
частый гость
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
Имя: Вадим
город/регион: Северодвинск
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 39 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение VaBo »

TEB писал(а):НПервый вопрос который у меня возник: кабель от ПЧ до двигателей лежит экранированный? Должен быть экранированный, да с хорошим экранированием.
ПЧ не терпит емкости на выходе. Вообще не терпит. Основная проблема (для ПЧ) подключения к нему длинного кабеля - емкость этого кабеля. Экранированный кабель имеет примерно вдвое бОльшую ёмкость. Выводы сделаете?
Поэтому дроссель и только дроссель. Что будет дальше - экранированный либо нет - решать, исходя из местных условий.
Аватара пользователя

erv_asutp
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
Имя: Ефименко Роман Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 17 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение erv_asutp »

VaBo совершенно прав.
Например (рекомендации к Sinamics G120C, но требования действительны для всех ЧРП)
Изображение
Выделил красным. Только дроссель! При длине больше 100м никаких экранов. Если совсем плохо - корректируйте частоту ШИМ. Только осторожно, если вдруг есть какая-то серьезная программа внутри самого ЧП с использованием его собственного мат. аппарата не стоит намного увеличивать частоту ШИМ, могут появиться проблемы.
PS. И обратите внимание на активные фильтры dU/dt или синусные.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Jackson »

erv_asutp писал(а):VaBo совершенно прав.
Например (рекомендации к Sinamics G120C, но требования действительны для всех ЧРП)
Как говорится, "и ты прав, уважаемый" (с).

Но вопрос остаётся в силе: что такое "шум в двигателе" ?
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

erv_asutp
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
Имя: Ефименко Роман Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 17 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение erv_asutp »

TEB писал(а): Но вопрос остаётся в силе: что такое "шум в двигателе" ?
Это к автору вопрос. Только он знает, что он имел в виду. Мы же можем только гадать)))
Это может быть и писк ШИМа, и высшие гармоники на осциллограммах, и звук подшипников...

Автор темы
ASUTP_PLC
эксперт
эксперт
Сообщения: 1055
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
Имя: Нурисламов Руслан М.
Страна: Казахстан
город/регион: Алматы
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 32 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение ASUTP_PLC »

Похоже на механический шум. Моторы стояли продолжительное время (полтора года). Возможно или смазка загустела, или ржа образовалась.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
На 100% можно быть уверенным если только вскрывать мотор. Но мотор Ex исполнения. Так что это все не просто.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Jackson »

ASUTP_PLC писал(а):Похоже на механический шум. Моторы стояли продолжительное время (полтора года). Возможно или смазка загустела, или ржа образовалась.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
Как-то пытаюсь связать этот механический шум с
ASUTP_PLC писал(а):Имею предположение, что при близком размещении шумы могут пропасть, и что дросселя необходимы.
Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.
и не получается. Дроссели-то тут причём?

Если в моторе до периода бездействия смазка была нормальная, то ничего ему от стоянки не сделается. И потом, может когда 1,5 года назад движок работал - он уже тогда шумел.

Коллега элеткромеханик рассказал, что можно слушать движки. Найти подшипниковый узел (на торцах как правило прилив есть где подшипник стоит), на него поставить отвертку подлиннее, второй конец отвёртки - в ухо. И как стетоскопом слушать "больного". Если рядом есть несколько движков то методом сравнения можно понять, где шум нездоровый (если он есть). Но это вообще работа не КИПовца, а электромеханика.

А если бы было что-то не в порядке с движком по электрической части, то движок бы скорее грелся и может быть как-то гудел. Короче, надо понять что Вас смущает: электрическая часть или механика. По поводу дросселей выше вот хорошо ответили, можно сверится с документацией на предмет допустимо ли вообще иметь кабель такой длины для Ваших ПЧ.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Универсал
эксперт
эксперт
Сообщения: 1341
Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
Имя: Евгений
Страна: Россия
город/регион: МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 232 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Универсал »

erv_asutp писал(а): PS. И обратите внимание на активные фильтры dU/dt
Это ещё что за звери?

Автор темы
ASUTP_PLC
эксперт
эксперт
Сообщения: 1055
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
Имя: Нурисламов Руслан М.
Страна: Казахстан
город/регион: Алматы
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 32 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение ASUTP_PLC »

Я конечно не специалист по механической части, но приходится мыслить с инженерным подходом.
Поэтому не склонен считать что проблема только в электрической части (нет дросселей). Может быть и там и там.
Кроме того, есть нехороший вариант, когда поднимаешь проблему, а потом тебя делают источником этой проблемы.
То есть еще на тебя всех собак повешают.

Автор темы
ASUTP_PLC
эксперт
эксперт
Сообщения: 1055
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
Имя: Нурисламов Руслан М.
Страна: Казахстан
город/регион: Алматы
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 32 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение ASUTP_PLC »

После прогона двигателей замеры температур делались. Электрики с опытом говорят, что при наличии гармоник могут шуметь подшипники. Правда это или нет - не знаю. Считаю что вполне может быть.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Jackson »

ASUTP_PLC писал(а):Электрики с опытом говорят, что при наличии гармоник могут шуметь подшипники.
Как?
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

JRE
здесь недавно
здесь недавно
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 03 янв 2014, 13:45
Имя: Янис Рейнхолдс
Страна: Латвия
Поблагодарили: 1 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение JRE »

TEB писал(а): Как?
Как-то сотрудники АББ рассказывали, что действительно гармоники от частотника могут разрушить подшипники мотора. Т.е. шум не из-за самих гармоник, а из-за того, что подшипники повреждены из-за гармоник.
Кого интересует, могут почитать здесь: http://www.designworldonline.com/how-to ... ty-motors/#_ ; http://www.vfd.com.ua/content/view/112/31/

VaBo
частый гость
частый гость
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
Имя: Вадим
город/регион: Северодвинск
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 39 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение VaBo »

ASUTP_PLC писал(а):После прогона двигателей замеры температур делались. Электрики с опытом говорят, что при наличии гармоник могут шуметь подшипники. Правда это или нет - не знаю. Считаю что вполне может быть.
Да, это так. Вроде как четные гармоники создают обратный момент.
Пруфа нет, вернее, он бумажный, в виде засаленной общей тетрадки с надписью "Теория электропривода".
Аватара пользователя

erv_asutp
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
Имя: Ефименко Роман Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 17 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение erv_asutp »

Цитата от Siemens:
Двигатели с повышенной защитой против взрыва EX(d) могут получать питание от преобразователей частоты при условии применения синусоидальных фильтров.
Аватара пользователя

erv_asutp
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
Имя: Ефименко Роман Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 17 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение erv_asutp »

Универсал писал(а): Это ещё что за звери?
Фильтры с ограничителями перенапряжения и подключением к звену постоянного тока.

Универсал
эксперт
эксперт
Сообщения: 1341
Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
Имя: Евгений
Страна: Россия
город/регион: МО
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 232 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Универсал »

И в чём же их активность?
Насколько я помню, активные фильтры применяются для компенсации гармоник в сети, а также для улучшения коэффициента мощности. Но стоооят... Дороже частотника выйдет. Да и размерами чуть ли не больше. И включаются до частотника, т.е. на шум двигателя никак не повлияют.

Alexander
БАН
БАН
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 03 июн 2010, 12:26
Имя: Козин Александр Елисеевич
Страна: Украина
город/регион: Одесса
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз
Забанен: Бессрочно

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Alexander »

Синусоидальный фильтр ставится на выходе частотника, до двигателя. И задача этого фильтра сделать форму выходного напряжения на выходе частотника максимально близкой к синусоиде - потому он и синусоидальный. А то, что ставится на входе частотника называется фильтр, просто ВЧ-фильтр радиопомех. И еще там обязан присутствовать сетевой дроссель, или чоппер, если расстояния до соседей, или до трансформаторной подстанции небольшие. У многих производителей роль сетевого дросселя выполняет дроссель в звене постоянного тока, этого достаточно в львиной доле случаев.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Jackson »

JRE писал(а):Кого интересует, могут почитать здесь: http://www.designworldonline.com/how-to ... ty-motors/#_ ; http://www.vfd.com.ua/content/view/112/31/
Спасибо. Хотя и сказано что физика процесса совершенно не изучена.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5790
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 673 раза
Поблагодарили: 841 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Ryzhij »

Как гласит монтёрская мудрость: "Электрический ток - явление опасное и до конца не изученное."
К моему лексикону о подшипниках кроме "питтинга" теперь прибавился и феномен "флютинга" .
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)

Михайло
эксперт
эксперт
Сообщения: 3643
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
город/регион: г. Чехов, МО
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 286 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Михайло »

ASUTP_PLC писал(а):Похоже на механический шум. Моторы стояли продолжительное время (полтора года). Возможно или смазка загустела, или ржа образовалась.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
На 100% можно быть уверенным если только вскрывать мотор. Но мотор Ex исполнения. Так что это все не просто.
Двигатель и должен шуметь, частота дискретизации 2-4 кГц - вот эти частоты и слышны. Чтобы не было слышно (если это критично), то частоту дискретизации поднимают до 16 кГц, но тогда надо завышать мощность частотника, на такой частоте силовые транзисторы держат ток ниже номинального. У многих частотников этот режим регламентирован, имеются графики дерейтинга (график снижения номинального тока).

Про необходимость изоляции подшипников - забудьте, это критично для мощных движков (высота оси ~ 250 мм и более) и при частоте вращения ниже примерно 500 об/мин. (Это для сименсовских движков.)

VaBo
частый гость
частый гость
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
Имя: Вадим
город/регион: Северодвинск
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 39 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение VaBo »

Alexander писал(а):Синусоидальный фильтр ставится на выходе частотника, до двигателя. И задача этого фильтра сделать форму выходного напряжения на выходе частотника максимально близкой к синусоиде - потому он и синусоидальный.
Форму напряжения после частотника не стремятся сделать синусоидальной - стремятся максимально снизить dU/dT у ШИМ-нарезки амплитудой 560 Вольт, но синусом там и не пахнет. Обратая связь организована то току, а значение выходного напряжения рассчитывается опосредованно - из известной величины напряжения пром. звена и текущей скважности ШИМ.
Другое дело выход (качественного) бесперебойника, например. Там на выходе присутствует LC-фильтры и появляется возможность организовать обратную связь непосредственно по напряжению. На выходе синус.

Alexander
БАН
БАН
Сообщения: 642
Зарегистрирован: 03 июн 2010, 12:26
Имя: Козин Александр Елисеевич
Страна: Украина
город/регион: Одесса
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 6 раз
Забанен: Бессрочно

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение Alexander »

Бара-бир, как говорят киргизы, по току, или по напряжению. Самым красивым словом оказалось - синусоида. И пусть будут у ШИМ нарезки и по 660 вольт, а не 560 - главное их убрать, и максимально сгладить форму выходного напряжения.

VaBo
частый гость
частый гость
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
Имя: Вадим
город/регион: Северодвинск
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 39 раз

Re: ЧРП или VFD и гармоники.

Сообщение VaBo »

Alexander писал(а):Бара-бир, как говорят киргизы, по току, или по напряжению. Самым красивым словом оказалось - синусоида. И пусть будут у ШИМ нарезки и по 660 вольт, а не 560 - главное их убрать, и максимально сгладить форму выходного напряжения.
660 -это вы не с прямым углом случайно попутали?
400 * 1,41 = 564
Ответить

Вернуться в «Исполнительные устройства, регуляторы»