- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
ЧРП или VFD и гармоники.
Модератор: Глоб.модераторы
-
- эксперт
- Сообщения: 1055
- Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
- Имя: Нурисламов Руслан М.
- Страна: Казахстан
- город/регион: Алматы
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 32 раза
ЧРП или VFD и гармоники.
Имеем систему где рабочая зона отдалена от цеха с установленными частотниками.
Частотники имеют местные выносные пульты, с которых и запускаются по месту.
Физически сами частотники находятся примерно на расстоянии до 150-180 м.
Согласно проекту, ЧРП не имеют дросселей /а вот должны бы...
Сейчас приходится разбираться с шумом в двигателях. Есть почти во всех двигателях.
Имею предположение, что при близком размещении шумы могут пропасть, и что дросселя необходимы.
Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.
Частотники имеют местные выносные пульты, с которых и запускаются по месту.
Физически сами частотники находятся примерно на расстоянии до 150-180 м.
Согласно проекту, ЧРП не имеют дросселей /а вот должны бы...
Сейчас приходится разбираться с шумом в двигателях. Есть почти во всех двигателях.
Имею предположение, что при близком размещении шумы могут пропасть, и что дросселя необходимы.
Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.
-
- частый гость
- Сообщения: 441
- Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
- Имя: Вадим
- город/регион: Северодвинск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Изложить все возможные риски на бумаге в форме служебной записки и положить на стол секретарю (и запомнить входящий).ASUTP_PLC писал(а):Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Насчёт расстояния размещения ничего не скажу конкретного, но решающую роль это вряд ли играет, если всё сделать правильно. Скажу только в общем, т.к. с гармониками сталкиваюсь регулярно, но несколько в другом.
Влияние высших гармоник вообще многие недооценивают. Немало людей даже не в курсе что такое влияние есть. А оно есть. Первый вопрос который у меня возник: кабель от ПЧ до двигателей лежит экранированный? Должен быть экранированный, да с хорошим экранированием. Но это больше оградит стороннее оборудование от гармоник, нежели движки, которые к ПЧ и подключены. Был случай когда в связке контроллер-ПЧ-двигатель (контролер управляет ПЧ, ПЧ крутит двигатель) сносило мозги контроллеру из-за того что кабель от двигателя к ПЧ был неэкранированный.
Не совсем понимаю, что Вы называете шумом в движке. Напряжение к движку от ПЧ приходит не очень синусоидальное и это нормально.
Влияние высших гармоник вообще многие недооценивают. Немало людей даже не в курсе что такое влияние есть. А оно есть. Первый вопрос который у меня возник: кабель от ПЧ до двигателей лежит экранированный? Должен быть экранированный, да с хорошим экранированием. Но это больше оградит стороннее оборудование от гармоник, нежели движки, которые к ПЧ и подключены. Был случай когда в связке контроллер-ПЧ-двигатель (контролер управляет ПЧ, ПЧ крутит двигатель) сносило мозги контроллеру из-за того что кабель от двигателя к ПЧ был неэкранированный.
Не совсем понимаю, что Вы называете шумом в движке. Напряжение к движку от ПЧ приходит не очень синусоидальное и это нормально.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- частый гость
- Сообщения: 441
- Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
- Имя: Вадим
- город/регион: Северодвинск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
ПЧ не терпит емкости на выходе. Вообще не терпит. Основная проблема (для ПЧ) подключения к нему длинного кабеля - емкость этого кабеля. Экранированный кабель имеет примерно вдвое бОльшую ёмкость. Выводы сделаете?TEB писал(а):НПервый вопрос который у меня возник: кабель от ПЧ до двигателей лежит экранированный? Должен быть экранированный, да с хорошим экранированием.
Поэтому дроссель и только дроссель. Что будет дальше - экранированный либо нет - решать, исходя из местных условий.
-
- осмотрелся
- Сообщения: 125
- Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
- Имя: Ефименко Роман Владимирович
- Страна: Россия
- город/регион: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
VaBo совершенно прав.
Например (рекомендации к Sinamics G120C, но требования действительны для всех ЧРП)
Выделил красным. Только дроссель! При длине больше 100м никаких экранов. Если совсем плохо - корректируйте частоту ШИМ. Только осторожно, если вдруг есть какая-то серьезная программа внутри самого ЧП с использованием его собственного мат. аппарата не стоит намного увеличивать частоту ШИМ, могут появиться проблемы.
PS. И обратите внимание на активные фильтры dU/dt или синусные.
Например (рекомендации к Sinamics G120C, но требования действительны для всех ЧРП)
Выделил красным. Только дроссель! При длине больше 100м никаких экранов. Если совсем плохо - корректируйте частоту ШИМ. Только осторожно, если вдруг есть какая-то серьезная программа внутри самого ЧП с использованием его собственного мат. аппарата не стоит намного увеличивать частоту ШИМ, могут появиться проблемы.
PS. И обратите внимание на активные фильтры dU/dt или синусные.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Как говорится, "и ты прав, уважаемый" (с).erv_asutp писал(а):VaBo совершенно прав.
Например (рекомендации к Sinamics G120C, но требования действительны для всех ЧРП)
Но вопрос остаётся в силе: что такое "шум в двигателе" ?
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- осмотрелся
- Сообщения: 125
- Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
- Имя: Ефименко Роман Владимирович
- Страна: Россия
- город/регион: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Это к автору вопрос. Только он знает, что он имел в виду. Мы же можем только гадать)))TEB писал(а): Но вопрос остаётся в силе: что такое "шум в двигателе" ?
Это может быть и писк ШИМа, и высшие гармоники на осциллограммах, и звук подшипников...
-
- эксперт
- Сообщения: 1055
- Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
- Имя: Нурисламов Руслан М.
- Страна: Казахстан
- город/регион: Алматы
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 32 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Похоже на механический шум. Моторы стояли продолжительное время (полтора года). Возможно или смазка загустела, или ржа образовалась.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
На 100% можно быть уверенным если только вскрывать мотор. Но мотор Ex исполнения. Так что это все не просто.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
На 100% можно быть уверенным если только вскрывать мотор. Но мотор Ex исполнения. Так что это все не просто.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Как-то пытаюсь связать этот механический шум сASUTP_PLC писал(а):Похоже на механический шум. Моторы стояли продолжительное время (полтора года). Возможно или смазка загустела, или ржа образовалась.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
и не получается. Дроссели-то тут причём?ASUTP_PLC писал(а):Имею предположение, что при близком размещении шумы могут пропасть, и что дросселя необходимы.
Каким образом доказать заказчику что без дросселей использовать частотники на таком расстоянии не дело.
Если в моторе до периода бездействия смазка была нормальная, то ничего ему от стоянки не сделается. И потом, может когда 1,5 года назад движок работал - он уже тогда шумел.
Коллега элеткромеханик рассказал, что можно слушать движки. Найти подшипниковый узел (на торцах как правило прилив есть где подшипник стоит), на него поставить отвертку подлиннее, второй конец отвёртки - в ухо. И как стетоскопом слушать "больного". Если рядом есть несколько движков то методом сравнения можно понять, где шум нездоровый (если он есть). Но это вообще работа не КИПовца, а электромеханика.
А если бы было что-то не в порядке с движком по электрической части, то движок бы скорее грелся и может быть как-то гудел. Короче, надо понять что Вас смущает: электрическая часть или механика. По поводу дросселей выше вот хорошо ответили, можно сверится с документацией на предмет допустимо ли вообще иметь кабель такой длины для Ваших ПЧ.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Это ещё что за звери?erv_asutp писал(а): PS. И обратите внимание на активные фильтры dU/dt
-
- эксперт
- Сообщения: 1055
- Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
- Имя: Нурисламов Руслан М.
- Страна: Казахстан
- город/регион: Алматы
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 32 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Я конечно не специалист по механической части, но приходится мыслить с инженерным подходом.
Поэтому не склонен считать что проблема только в электрической части (нет дросселей). Может быть и там и там.
Кроме того, есть нехороший вариант, когда поднимаешь проблему, а потом тебя делают источником этой проблемы.
То есть еще на тебя всех собак повешают.
Поэтому не склонен считать что проблема только в электрической части (нет дросселей). Может быть и там и там.
Кроме того, есть нехороший вариант, когда поднимаешь проблему, а потом тебя делают источником этой проблемы.
То есть еще на тебя всех собак повешают.
-
- эксперт
- Сообщения: 1055
- Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 18:21
- Имя: Нурисламов Руслан М.
- Страна: Казахстан
- город/регион: Алматы
- Благодарил (а): 23 раза
- Поблагодарили: 32 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
После прогона двигателей замеры температур делались. Электрики с опытом говорят, что при наличии гармоник могут шуметь подшипники. Правда это или нет - не знаю. Считаю что вполне может быть.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Как?ASUTP_PLC писал(а):Электрики с опытом говорят, что при наличии гармоник могут шуметь подшипники.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 30
- Зарегистрирован: 03 янв 2014, 13:45
- Имя: Янис Рейнхолдс
- Страна: Латвия
- Поблагодарили: 1 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Как-то сотрудники АББ рассказывали, что действительно гармоники от частотника могут разрушить подшипники мотора. Т.е. шум не из-за самих гармоник, а из-за того, что подшипники повреждены из-за гармоник.TEB писал(а): Как?
Кого интересует, могут почитать здесь: http://www.designworldonline.com/how-to ... ty-motors/#_ ; http://www.vfd.com.ua/content/view/112/31/
-
- частый гость
- Сообщения: 441
- Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
- Имя: Вадим
- город/регион: Северодвинск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Да, это так. Вроде как четные гармоники создают обратный момент.ASUTP_PLC писал(а):После прогона двигателей замеры температур делались. Электрики с опытом говорят, что при наличии гармоник могут шуметь подшипники. Правда это или нет - не знаю. Считаю что вполне может быть.
Пруфа нет, вернее, он бумажный, в виде засаленной общей тетрадки с надписью "Теория электропривода".
-
- осмотрелся
- Сообщения: 125
- Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
- Имя: Ефименко Роман Владимирович
- Страна: Россия
- город/регион: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Цитата от Siemens:
Двигатели с повышенной защитой против взрыва EX(d) могут получать питание от преобразователей частоты при условии применения синусоидальных фильтров.
-
- осмотрелся
- Сообщения: 125
- Зарегистрирован: 25 авг 2015, 11:55
- Имя: Ефименко Роман Владимирович
- Страна: Россия
- город/регион: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Фильтры с ограничителями перенапряжения и подключением к звену постоянного тока.Универсал писал(а): Это ещё что за звери?
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
И в чём же их активность?
Насколько я помню, активные фильтры применяются для компенсации гармоник в сети, а также для улучшения коэффициента мощности. Но стоооят... Дороже частотника выйдет. Да и размерами чуть ли не больше. И включаются до частотника, т.е. на шум двигателя никак не повлияют.
Насколько я помню, активные фильтры применяются для компенсации гармоник в сети, а также для улучшения коэффициента мощности. Но стоооят... Дороже частотника выйдет. Да и размерами чуть ли не больше. И включаются до частотника, т.е. на шум двигателя никак не повлияют.
-
- БАН
- Сообщения: 642
- Зарегистрирован: 03 июн 2010, 12:26
- Имя: Козин Александр Елисеевич
- Страна: Украина
- город/регион: Одесса
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 6 раз
- Забанен: Бессрочно
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Синусоидальный фильтр ставится на выходе частотника, до двигателя. И задача этого фильтра сделать форму выходного напряжения на выходе частотника максимально близкой к синусоиде - потому он и синусоидальный. А то, что ставится на входе частотника называется фильтр, просто ВЧ-фильтр радиопомех. И еще там обязан присутствовать сетевой дроссель, или чоппер, если расстояния до соседей, или до трансформаторной подстанции небольшие. У многих производителей роль сетевого дросселя выполняет дроссель в звене постоянного тока, этого достаточно в львиной доле случаев.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Спасибо. Хотя и сказано что физика процесса совершенно не изучена.JRE писал(а):Кого интересует, могут почитать здесь: http://www.designworldonline.com/how-to ... ty-motors/#_ ; http://www.vfd.com.ua/content/view/112/31/
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5790
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 673 раза
- Поблагодарили: 841 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Как гласит монтёрская мудрость: "Электрический ток - явление опасное и до конца не изученное."
К моему лексикону о подшипниках кроме "питтинга" теперь прибавился и феномен "флютинга" .
К моему лексикону о подшипниках кроме "питтинга" теперь прибавился и феномен "флютинга" .
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- эксперт
- Сообщения: 3643
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 286 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Двигатель и должен шуметь, частота дискретизации 2-4 кГц - вот эти частоты и слышны. Чтобы не было слышно (если это критично), то частоту дискретизации поднимают до 16 кГц, но тогда надо завышать мощность частотника, на такой частоте силовые транзисторы держат ток ниже номинального. У многих частотников этот режим регламентирован, имеются графики дерейтинга (график снижения номинального тока).ASUTP_PLC писал(а):Похоже на механический шум. Моторы стояли продолжительное время (полтора года). Возможно или смазка загустела, или ржа образовалась.
Но специально новым маслом заполняли. После прогона в течении часа на максимальной скорости, шуметь стало меньше.
На 100% можно быть уверенным если только вскрывать мотор. Но мотор Ex исполнения. Так что это все не просто.
Про необходимость изоляции подшипников - забудьте, это критично для мощных движков (высота оси ~ 250 мм и более) и при частоте вращения ниже примерно 500 об/мин. (Это для сименсовских движков.)
-
- частый гость
- Сообщения: 441
- Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
- Имя: Вадим
- город/регион: Северодвинск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Форму напряжения после частотника не стремятся сделать синусоидальной - стремятся максимально снизить dU/dT у ШИМ-нарезки амплитудой 560 Вольт, но синусом там и не пахнет. Обратая связь организована то току, а значение выходного напряжения рассчитывается опосредованно - из известной величины напряжения пром. звена и текущей скважности ШИМ.Alexander писал(а):Синусоидальный фильтр ставится на выходе частотника, до двигателя. И задача этого фильтра сделать форму выходного напряжения на выходе частотника максимально близкой к синусоиде - потому он и синусоидальный.
Другое дело выход (качественного) бесперебойника, например. Там на выходе присутствует LC-фильтры и появляется возможность организовать обратную связь непосредственно по напряжению. На выходе синус.
-
- БАН
- Сообщения: 642
- Зарегистрирован: 03 июн 2010, 12:26
- Имя: Козин Александр Елисеевич
- Страна: Украина
- город/регион: Одесса
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 6 раз
- Забанен: Бессрочно
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
Бара-бир, как говорят киргизы, по току, или по напряжению. Самым красивым словом оказалось - синусоида. И пусть будут у ШИМ нарезки и по 660 вольт, а не 560 - главное их убрать, и максимально сгладить форму выходного напряжения.
-
- частый гость
- Сообщения: 441
- Зарегистрирован: 21 июл 2013, 19:32
- Имя: Вадим
- город/регион: Северодвинск
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: ЧРП или VFD и гармоники.
660 -это вы не с прямым углом случайно попутали?Alexander писал(а):Бара-бир, как говорят киргизы, по току, или по напряжению. Самым красивым словом оказалось - синусоида. И пусть будут у ШИМ нарезки и по 660 вольт, а не 560 - главное их убрать, и максимально сгладить форму выходного напряжения.
400 * 1,41 = 564