Страница 1 из 2
Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 07:33
akcount
Товарищи.
Исторически сложилось так, что учился я на программиста информационных систем, а работаю в АСУТП.
И если с программной частью проблем не возникает, то аппаратная - явно хромает, если вообще может "ходить". Я даже с лету не могу дать ответ на вопрос: "Как из токового сигнала сделать напряженческий". Эту грустную картину надо исправлять.
Полагаю, вдумчивое изучение учебника по ТОЭ - это то, с чего следует начать. Собственно говоря, это и есть вопрос - начинать с ТОЭ или с чего иного?
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 09:33
san
ТОЭ конечно хорошо, но лучше уж основы электроники именно для этой задачи. В ТОЭ - пускатели, двигатели...
А так, тут давича пару тем было, что бы нужно поучить начинающему автоматчику.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 10:52
Ryzhij
san писал(а):ТОЭ конечно хорошо, но лучше уж основы электроники именно для этой задачи. В ТОЭ - пускатели, двигатели...
А так, тут давича пару тем было, что бы нужно поучить начинающему автоматчику.
В
Теоретческих
Основах
Электротехники пускатели и двигатели?!
Господь с Вами! :D
А Кирхгоф с его законами тогда где? ;)
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 11:11
Бондарев Михаил
"Как из токового сигнала сделать напряженческий"
ну тут скорее всего просто физику за 8-9 классы подтянуть надо.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 13:18
san
Ryzhij писал(а):
В Теоретческих Основах Электротехники пускатели и двигатели?!
Господь с Вами! :D
А Кирхгоф с его законами тогда где? ;)
Там же. :-) Кому где давали. Да, на счет
раздела "ТОЭ" - тут я погорячился.
немного не в тему, но ... у наших электриков много дисциплин, а у АТПшников (по крайней мере у наших) - всё в сборную солянку льют (чем дальше тем хуже). Не поленился посмотреть наши учебные планы (у других может быть по другому) и вот что насчитал по "электрическим" дисциплинам:
- электротехника и электромеханика (читает каф. электротехники на 2 курсе)
- автоматизированный электропривод (читает каф. автоматизации на 4 курсе)
и всё :(
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 15:22
Никита
Вопрос встречный - а что именно нужно из аппаратной части.
В принципе, если база школьная по физике нормальная - можно с Хоровица и Хилла начать. Читается по крайней мере легче, чем то же ТОЭ Бессонова. Это что касается электроники.
Вот именно для электриков хорошей книги пока не попадалось, все по конкретным темам. Хотя, есть например такая штука как "Electric motor control ", автор Stephen L. Herman, крайнее что попадалось - 9-е издание - там как раз азы управления двигателями хорошо расписаны и аппараты тоже, но вот не попадалось мне ее переводного варианта, а на английском читать полтыщи страниц технического текста с незнакомой тематикой тяжеловато. Да и схемы не по русским стандартам.
Автоматизированный электропривод - тут с наскоку вряд-ли. Чтобы разобраться досконально нужно и ТОЭ с магнитными цепями, и курс электрических машин, и электроники и собственно электропривода. В сумме по объему книги потянут на два "Капитала".
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 16:22
Jackson
Согласен с Никитой. Давайте разберемся, а что собственно надо? Не тот случай когда надо кидаться в ТОЭ включая интеграл Дюамеля.
Электромашины (двигатели, генераторы, контакторы) - это теория электрических машин (у нас это так называлось, шло отдельным предметом), курс трудно освоить без практических работ.
ТОЭ - вполне будет полезно (часть 1 "постоянный ток" и часть 2 "однофазный переменный ток").
Кстати, отличный курс электрики "для начинающих" я видел в фирменной документации Caterpillar и Cummins (производители генераторных агрегатов), очень доступным языком объяснена практически вся электротехника. Если найду - поделюсь (под рукой нет).
Ну и вот, попалось:
Электрические легенды
1. Жил-был Ток. Просто Ток. Никто не знал, откуда он появился и зачем. Сам Ток об этом тоже как-то слабо задумывался. Зато он прекрасно понимал, что ему свыше предназначено бежать по бесконечному металлическому тоннелю, именуемому Проводником. Вот потому-то Ток постоянно бегал взад-вперёд по означенному тоннелю с залихватским криком: "И-и-и!!!" Впрочем, сам Ток предпочитал вальяжно утверждать, что он не бегает, а протекает.
2. Однажды, когда Ток беззаботно протекал по тоннелю, некто преградил ему дорогу. Было непонятно, кто именно этот некто, так как своей сущности он не показывал, а лишь недовольно рычал: "Р-р-р!!!" И хотя Ток и не прекратил свой бег, скорость его заметно снизилась, как будто этот некто сопротивлялся пропустить Ток дальше. Как оказалось, это было проявление явления Сопротивления.
3. Когда Сопротивление сопротивлялось, то это не очень нравилось Току, т.к. он был вынужден напрягаться, чтоб продолжать свой бесконечный путь. Ток, не хило напрягаясь, продвигался дальше, а Сопротивление всячески мешало ему. В конце концов, случилось так, что из-за взаимодействия их усилий стенки тоннеля начали мелко дрожать. Это дрожание волнообразно перемещалось в ту же сторону, куда протекал Ток. Так родилось Напряжение. И хоть Напряжение и было порождением Тока, порой вело себя вполне самостоятельно, что не вполне нравилось Току.
4. Впоследствии Ток понял, что Напряжение всегда сопровождает его. При этом Напряжение ещё и раскатисто урчало: "У-у-у!!!", словно хотело запугать Ток. Правда, проявление Напряжения временами менялось. Если тоннель был большой и просторный, то Току очень свободно было бежать, и он почти не напрягался. А если вдруг тоннель сужался, то Току приходилось существенно напрягаться для преодоления такого участка пути.
5. Как-то раз на пути протекания Тока и Напряжения встала Катушка. Она была замечательна тем, что путь через неё проходил по безумному количеству витков. Напряжение без проблем перебралось по стенкам Катушки до её конца и устремилось дальше. А вот у Тока от бега по спирали закружилась голова, его стало тошнить и это всё привело к тому, что Ток отстал от Напряжения. Пришлось Току догонять глумливое Напряжение.
6. Но не только Катушки встречались на пути персонажей нашего повествования. Попадались также и обрывы тоннеля, которые кто-то, когда-то и зачем-то нарёк Конденсаторами. Ток, добежав до такого обрыва, легко его перепрыгивал (ещё бы! - такой разбег), а вот Напряжению приходилось тормозить и, переводя дыхание, вызывать колебания на стенках тоннеля за обрывом. Когда это удавалось, и Напряжение снова устремлялось в свой бесконечный путь, Ток был уже далеко впереди. Забавно, что в этом случае Ток обгонял Напряжение именно настолько, насколько отставал при преодолении Катушки.
7. Когда Ток обгонял Напряжение, то он надменно косился на оппонента. Напряжение обижалось, надувало губы и говорило: "Фи!" Впрочем, всё получалось наоборот, когда Напряжение опережало Ток. Первый косился, а второй фыркал, вернее – фикал. Именно поэтому, когда кто-то обгонял другого, то считалось, что обгоняющий устроил Косинус Фи обгоняемому. Вот такие странные у них ритуалы.
8. В один замечательный полупериод синусоиды Ток, как всегда, стремительно тёк вперёд. Напряжение то догоняло его, то отставало, а бывало и так, что неслось наравне с Током. "Клёво мы бежим! Быстро. Как стремительный поток", - молвил Ток. "Ага, - подтвердило Напряжение, - Мощно". "Мощно!", - повторил Ток, улыбнувшись. Вот так с тех пор решили попутчики своё совместное передвижение называть Мощностью. Причём было замечено, что наиболее мощное продвижение получалось тогда, когда Ток и Напряжение бежали наравне друг с другом. Ну, это и ежу понятно - вдвоём всегда легче преодолевать трудности, нежели одному.
P.S: Всё написанные выше вирши, конечно, полный бред. Но я надеюсь, что они вызвали добрую улыбку у читателя. Тем более, именно такие ассоциативные представления помогали мне лично когда-то более понятно представить структуру электрической природы. :-))))
1.02.2003
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 16:35
san
Первый косился, а второй фыркал, вернее – фикал. Именно поэтому, когда кто-то обгонял другого, то считалось, что обгоняющий устроил Косинус Фи обгоняемому.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 24 мар 2012, 16:39
san
Я когда-то для себя запоминал в школе: Этил и Метил пропили бутил. Так до сих пор дальше бутила ничего не помню. :)
А когда начинаешь что-то понимать, такие рассказы могут мешать понимать больше, так как есть там доля искажающего символизма. Приходится "ламать парадигму". Так что не всегда такие рассказы помогают. Но улыбает. ;)
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 25 мар 2012, 06:55
Михайло
TEB писал(а):Электрические легенды
<...>
Это дрожание волнообразно перемещалось в ту же сторону, куда протекал Ток. Так родилось Напряжение. И хоть Напряжение и было порождением Тока, порой вело себя вполне самостоятельно, что не вполне нравилось Току.
<...>
P.S: Всё написанные выше вирши, конечно, полный бред. Но я надеюсь, что они вызвали добрую улыбку у читателя. Тем более, именно такие ассоциативные представления помогали мне лично когда-то более понятно представить структуру электрической природы. :-))))
Надо заметить, что Ток рождается от Напряжения и Сопротивления. Никак не наоборот. Никогда. Нет. Точно нет. :D
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 25 мар 2012, 13:40
Никита
Михайло писал(а):Надо заметить, что Ток рождается от Напряжения и Сопротивления. Никак не наоборот. Никогда. Нет. Точно нет. :D
А я бы так не стал однозначно утверждать... Есть же еще МДС... :)
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 25 мар 2012, 19:12
Ryzhij
Никита писал(а):Михайло писал(а):Надо заметить, что Ток рождается от Напряжения и Сопротивления. Никак не наоборот. Никогда. Нет. Точно нет. :D
А я бы так не стал однозначно утверждать... Есть же еще МДС... :)
И сверхпроводимость также имеется
, где ток есть, а сопротивление с напряжением -тю-тю...
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 26 мар 2012, 14:50
akcount
Ну, проектировать я точно ничего не планирую.
Подтянуть не помешало бы железные умения - релюхи, пускатели и так далее.
Идиотская ситуация, я, как самый настоящий заказчик, даже не могу сформулировать свои ожидания. :(
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 26 мар 2012, 18:48
Jackson
Вот, ребята, нашел!Смотрите
сюда. Это мануал к дизель-генераторам Cummins, но самые начала начал электротехники и устройства электромашин там тоже имеются (видимо на тот случай если агрегат купит совсем уж здравствуй-дерево заказчик). Можно использовать как справочник. Только условные обозначения там взяты по американскому стандарту, т.к. фирма-то из штатов. :)
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 26 мар 2012, 23:17
san
TEB писал(а):Вот, ребята, нашел!Смотрите
сюда. Это мануал к дизель-генераторам Cummins, но самые начала начал электротехники и устройства электромашин там тоже имеются (видимо на тот случай если агрегат купит совсем уж здравствуй-дерево заказчик). Можно использовать как справочник. Только условные обозначения там взяты по американскому стандарту, т.к. фирма-то из штатов. :)
Буду студикам давать.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 27 мар 2012, 05:52
akcount
Ну, товарищи, таки я формулирую, чего хочу.
Хочу я подтянуть навыки слесаря кип. Вот!
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 27 мар 2012, 09:41
Ryzhij
Мимо!
ИМХО, Вам требуются знания и навыки прибориста, а не слесаря КИП.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 27 мар 2012, 09:44
san
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 05:57
Михайло
Никита писал(а):А я бы так не стал однозначно утверждать... Есть же еще МДС... :)
Ryzhij писал(а):И сверхпроводимость также имеется
, где ток есть, а сопротивление с напряжением -тю-тю...
Нет, ребята, электроны в проводящей среде не будут двигаться сами по себе. Им нужно электрическое поле, то бишь разность потенциалов, то бишь напряжение.
А МДС че такое? Магнитная движущая сила?
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 07:03
alex_ugrumov
А не было у нас ТОЭ, но был отдельный курс на два семестра с лабами по электронике и был курс на два семестра ТЭЦ (теория электрических цепей). Преподавал нам ТЭЦ Новгородцев, по своему учебнику - "30 лекций по ТЭЦ", как раз по лекции в неделю. (
http://eelib.narod.ru/toe/Novg_2.01/index.htm) Более толкового, понятного учебника по ТОЗ не встречал.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 07:05
MuadDib
2 Михайло
МДС - это действительно магнитодвижущая сила. Термин относится к расчёту "магнитной цепи" (то есть "цепи", проводящей магнитный поток). В данной дискуссии, ИМХО, МДС вспомнили несколько не к месту.
Вероятно, Никита при упоминании МДС имел в виду закон электромагнитной индукции (изменяющееся магнитное поле порождает электрическое поле).
А вот электроны таки будут двигаться в сверхпроводящей среде без внешнего воздействия, поскольку электрическое сопротивление там равно нулю. Разумеется, движение будет, если электронам изначально сообщена некоторая энергия. Почитайте например про сверхпроводящие накопители электрической энергии:
http://www.promvest.info/news/engeener. ... NT_ID=1523
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 08:59
Ryzhij
MuadDib писал(а):МДС - это действительно магнитодвижущая сила. Термин относится к расчёту "магнитной цепи" (то есть "цепи", проводящей магнитный поток). В данной дискуссии, ИМХО, МДС вспомнили несколько не к месту.
Ну почему же не к месту, МДС прекрасно иллюстрирует, что не только разность потенциалов (напряжение) может заставить двигаться заряды (создать ток).
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 09:42
MuadDib
Ryzhij писал(а):Ну почему же не к месту, МДС прекрасно иллюстрирует, что не только разность потенциалов (напряжение) может заставить двигаться заряды (создать ток).
Магнитодвижущая сила (МДС) — физическая величина, характеризующая работу непотенциальных сил, порождающих магнитный поток в магнитных цепях
И ЭДС, и МДС - это абстракции, характеризующие работу сил, внешних по отношению к цепи, которую мы исследуем.
Когда мы рассчитываем _магнитный_ поток в _магнитной_ цепи, мы можем применить для расчета МДС. Например при исследовании процессов в сердечнике трансформатора, МДС будет определяться токами в обмотках трансформатора и количествами витков в последних. Если эти величины известны, мы рассчитываем МДС и используем её для расчета магнитной цепи: посчитаем, какая часть _магнитного_ потока останется в стали, какая уйдет "в воздух" и т.д. Аналогично мы исследуем процессы в электрической цепи, вычислив ЭДС генератора и не заморачиваясь информацией о конструкции последнего, токе возбуждения и т.д.
Если же речь идёт о том, что изменяющееся магнитное поле создаёт электрическое, можно просто вспомнить закон индукции Фарадея и не приплетать сюда МДС.
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 11:06
Василий Иванович
Громко хрущу попкорном, попутно повышая уровень своей "самообразованности". :D :D
Re: Повышение уровня самообразованности
Добавлено: 28 мар 2012, 11:17
Никита
И ЭДС, и МДС - это абстракции, характеризующие работу сил, внешних по отношению к цепи, которую мы исследуем.
Ну в общем да. Все зависит от уровня абстракции. Возьмите тот же измерительный трансформатор - напряжения нет, а ток есть. Да, есть уравнения Максвелла, которые это объясняют. Но не в понятиях ток-напряжение-сопротивление :)