Добрый день.
Надеюсь не нарушу правила подняв старую тему - мне показалось что по смыслу очень даже подходит в качестве продолжения.
У нас несколько однотипных судов, старых, построены вероятно в Китае и эксплуатировались ранее на реках юговосточной азии. Система притания на них IT - нейтраль генераторов не заземлена.
Для контроля изоляции установлены мегомметры щитовые - какой-то совсем китайский клон AAL-111Q96 - документации я так и не нашел от производителя.
Проблема в том что на некоторых судах прибор показывает низкое сопротивление изоляции. Практически нулевое. При этом при измерении переносным мультиметром тока и напряжения между корпусом и нулем я замыкания не вижу. Сопротивление изоляции переносной мультиметр также показывает высокое. Зимой была возможность покрутить мегомметром - ничего критического я также не нашел (по крайней мере все цепи более 1 мОм на корпус).
Насколько я понимаю - дело в емкости утечки измеряемой сети. К сожалению я был вынужден для себя признать что я плаваю в этом вопросе - как то все не доходили руки разобраться в нем досканально. Собственно вопрос у меня даже не в поиске повреждения на конкретном судне.
Перечитал еще раз мануалы на приборы контроля изоляции на сайте ДВК-Электро:
для прибора AAL допустимая емкость утечки измеряемой сети 25 или 250 мкФ, если она больше то рекомендуеться использовать прибор SIM-Q - который имеет отдельный режим контроля изоляции для цепей с большой емкостью утечки - до 2000мкФ.
Вот собственно вопрос - а как определить ожидаемую (нормальную для исправной сети конкретного судна, отдельной системы автоматики и т.д) емкость утечки сети? и второй вопрос - а как практически ее измерить? возможно ли это сделать под напряжением или нужно обестачивать и разъединять все проводники сети от источника напряжения? Каким прибором лучше пользоваться?
Конкретно к моему случаю - я предполагаю что дело в связевом оборудовании - его ставили разное на разных судах когда эти суда восстанавливали для работы в России. Я нашел одно место практически сразу - в станции пожарной сигнализации блоки питания имели связь с корпусом через конденсаторы входного фильтра. Но до конца проблему к своему сожалению так и не решил. Есть желание подготовиться теоретически и зимой все таки устранить пробел в своих знаниях и брешь в электробезопасности
П.С. Меня давно уже терзает мысль перейти на систему TN-C-S на этих судах - тогда по крайней мере с электробезопасностью будет хорошо, но пострадает безопасность мореплавания (с другой стороны в ответственных местах есть резерв от АКБ) и вероятно будет влияние на скорость коррозии корпуса, но это конечно совсем другая тема.
Заранее приношу извинение за многобукв.
- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
Реле контроля изоляции на судах
Модератор: Глоб.модераторы
-
- здесь недавно
- Сообщения: 29
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 23:01
- Имя: Чумакин Григорий Сергеевич
- Страна: Россия
- город/регион: Алтай-Сахалин
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 2 раза
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Реле контроля изоляции на судах
Не надо так делать. Ибо сказано что так делать не надо. Тут не надеяться надо а Правила смотреть, они наверху.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 16:01 Надеюсь не нарушу правила подняв старую тему - мне показалось что по смыслу очень даже подходит в качестве продолжения.
Вы сами ответили на свой вопрос. Когда ёмкость велика - для этого есть другие приборы с другим методом измерения. А также наличие силовых полупроводников в большом количестве тоже приводит к тому что Вы описываете. И для этого тоже есть соответствующие другие приборы, но не у китайцев. А китайской поделке веры вообще нет.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 16:01 роблема в том что на некоторых судах прибор показывает низкое сопротивление изоляции. Практически нулевое. При этом при измерении переносным мультиметром тока и напряжения между корпусом и нулем я замыкания не вижу. Сопротивление изоляции переносной мультиметр также показывает высокое. Зимой была возможность покрутить мегомметром - ничего критического я также не нашел (по крайней мере все цепи более 1 мОм на корпус).
Насколько я понимаю - дело в емкости утечки измеряемой сети.
Никак. И незачем. Алгоритм намного проще: есть сомнения - ставьте SIM-Q и всё.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 16:01 Вот собственно вопрос - а как определить ожидаемую (нормальную для исправной сети конкретного судна, отдельной системы автоматики и т.д) емкость утечки сети?
Конкретно в Вашем случае дело может быть ещё и в том, что мегомметр в ГРЩ мониторит сеть постоянно, а переносной - иногда, и в момент "иногда" проблемное оборудование просто выключено. :) Если же при контроле переносным Вы стационарный в ГРЩ не отключили, то считайте что прибор Вам погоду показал вместо сопротивления. Верить нечему. А если Вы под переносным мегомметром подразумеваете высоковольтный, то... эти результаты вообще нельзя сравнивать. Переносным высоковольтным вы проверяете только кабельную сеть, а стационарный в ГРЩ мониторит вообще всё.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 16:01 Конкретно к моему случаю - я предполагаю что дело в связевом оборудовании - его ставили разное на разных судах когда эти суда восстанавливали для работы в России.
И лет через 5-10 выкинуть пароход на свалку из-за коррозии. Даже на металлолом не возьмут.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 16:01 П.С. Меня давно уже терзает мысль перейти на систему TN-C-S на этих судах
Наверное неглупые люди придумали именно такие сети на судах. А вот рационализаторство и новаторство на флоте хорошим ещё не заканчивалось. Никогда.
Проще просто поменять мегомметр на нормальный.
Отправлено спустя 13 минут 23 секунды:
С электробезопасностью хорошо там, где всё по уму сделано и ухожено, а не там где проводов больше.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 16:01 тогда по крайней мере с электробезопасностью будет хорошо
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 29
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 23:01
- Имя: Чумакин Григорий Сергеевич
- Страна: Россия
- город/регион: Алтай-Сахалин
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Реле контроля изоляции на судах
Евгений добрый день!
Правила перечитал - обязуюсь не повторять:)
Но все-таки:
Так-же я тут работу веду в сторону переделке отдельных систем автоматики (конвейеры, краны) в систему IT - так как такая система позволяет продолжать работать при однократном повреждении изоляции (тут тоже кто во что горазд у различных производителей) - но при такой переделке изоляцию нужно контролировать постоянно, и тут тоже хотелось бы понимать как определить емкость утечки для такой системы соответствующей исправному состоянию.
Опять же - даже если всюду применять SIM-Q - в мануале написано что чем больше утечка тем больше времени требуеться прибору для срабатывания сигнализации. Соответственно если мы хотим иметь минимально время срабатывания мы должны исключить максимальное количество мест утечек.
И вот тут тоже вопрос - когда уже можно остановиться - а когда еще есть смысл этим заниматься.
То есть все-таки хочеться углубиться в теорию.
К сожалению в сети не нашел ничего конкретного именно по емкости утечки.
С уважением.
Правила перечитал - обязуюсь не повторять:)
Но все-таки:
Так вот у меня то и сомнения - это неисправность и надо ее искать - или это нормально для конкретно этой сети и нужно ставить SIM-Q? Вот в чем вопрос то. Ведь первый резонный вопрос от руководства будет: Как так - на судне 1, 2, 3, 4 работает AAL, а для судов 4,5, 6,7 ты просишь SIM-Q - почему? - забыл указать - суда одного проекта (но старые и со множеством переделок)
Так-же я тут работу веду в сторону переделке отдельных систем автоматики (конвейеры, краны) в систему IT - так как такая система позволяет продолжать работать при однократном повреждении изоляции (тут тоже кто во что горазд у различных производителей) - но при такой переделке изоляцию нужно контролировать постоянно, и тут тоже хотелось бы понимать как определить емкость утечки для такой системы соответствующей исправному состоянию.
Опять же - даже если всюду применять SIM-Q - в мануале написано что чем больше утечка тем больше времени требуеться прибору для срабатывания сигнализации. Соответственно если мы хотим иметь минимально время срабатывания мы должны исключить максимальное количество мест утечек.
И вот тут тоже вопрос - когда уже можно остановиться - а когда еще есть смысл этим заниматься.
То есть все-таки хочеться углубиться в теорию.
К сожалению в сети не нашел ничего конкретного именно по емкости утечки.
С уважением.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 29
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 23:01
- Имя: Чумакин Григорий Сергеевич
- Страна: Россия
- город/регион: Алтай-Сахалин
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 2 раза
Реле контроля изоляции на судах
Вот тут есть про токи утечки немного https://www.asutpp.ru/chto-takoe-tok-utechki.html.
Емкость можно в принципе посчитать зная ток.
И вот например входной фильтр блока питания АТХ Правильно я понимаю что наличие одного такого фильтра в цепи питания IT (4700мкФ на корпус) сразу превышает допустимую емкость утечки для SIM-Q?
UPD - конечно чушь написал - это же 4700 пФ, тоесть практически не влиет.
Емкость можно в принципе посчитать зная ток.
И вот например входной фильтр блока питания АТХ Правильно я понимаю что наличие одного такого фильтра в цепи питания IT (4700мкФ на корпус) сразу превышает допустимую емкость утечки для SIM-Q?
UPD - конечно чушь написал - это же 4700 пФ, тоесть практически не влиет.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Реле контроля изоляции на судах
У Вас неправильные сомнения. Первое сомнение должно быть вида "а судьи - кто?". Сначала надо убедиться в том, что неисправность вообще есть. То есть сделать правильные замеры правильным оборудованием. Ибо невозможно починить то, что не сломано.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 17:10 Так вот у меня то и сомнения - это неисправность и надо ее искать - или это нормально для конкретно этой сети и нужно ставить SIM-Q?
И снова в вопросе есть ответ. :) SIM-Q имеет особый алгоритм измерения, он хорошо съедает наличие мощных ПЧ, тиристоров, выпрямителей, частотников и проч. Для этого и был сделан. Что за переделки? Что за сеть? Мы пока о воздухе говорим, а надо конкретно смотреть. Не бывает двух одинаковых пароходов даже одного проекта. Я их много повидал - двух близнецов ещё не видел. Второй закон диалектики: переход количества в качество. На каком-то пароходе количество и характер изменений привели к качественному изменению сети, на каком-то ещё нет, а с виду они могут быть одинаковые.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 17:10Как так - на судне 1, 2, 3, 4 работает AAL, а для судов 4,5, 6,7 ты просишь SIM-Q - почему? - забыл указать - суда одного проекта (но старые и со множеством переделок)
На любых судах должен быть обеспечен непрерывный контроль СИЗ независимо от переделок и прочих условий. Должен быть. В т.ч. и во время переделки. Возникло - искать причину, возможно как раз из-за переделки, доделают и всё вернётся в норму, но это надо понимать иначе люди могут пострадать, так что никакой аларм игнорировать нельзя.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 17:10о при такой переделке изоляцию нужно контролировать постоянно
Давайте будем точны в формулировках. Я не просил. :) У меня самого их полный складgrigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 17:10Как так - на судне 1, 2, 3, 4 работает AAL, а для судов 4,5, 6,7 ты просишь SIM-Q - почему?
По опыту именно проектирования разных ЭЭС для разных объектов: вижу мощные ПЧ, выпрямители, радиооборудование (обычная радиосвязь ни при чём) - вижу что некоторые мегаомметры будут глючить, и в 95% случаях дело заканчивалось заменой их на необычные, например SIM-Q, а в 5% - устранением "соплей" в монтаже. Сначала проверить эти 5% проще, чем покупать дорогой прибор. Вот такой опыт.
Честно - я ни разу не проводил эти расчёты. Коллеги проводили и мы всегда приходили к одному и тому же результату. Всегда.
Всё верно. Алгоритм таков. Время может достигать аж 30 или даже 40 минут. Но если пробой где-то есть - он есть и сейчас, и через 30 минут, и будет через час и прибор даст точный ответ на вопрос: есть проблема или нет. С обычными приборами у Вас будут сомнения: это прибор врёт или правда проблема. С SIM-Q эти сомнения исключаются, но надо иметь терпение. Процессы в ЭЭС, особенно в судовой, вообще небыстрые, ничего страшного.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 17:10Опять же - даже если всюду применять SIM-Q - в мануале написано что чем больше утечка тем больше времени требуеться прибору для срабатывания сигнализации.
А инженер на что? Его задача определить, нужен тут дорогой прибор или подойдёт попроще. А есть места где и SIM-Q недостаточно, там и дорогущие Виджиломы ставят.
Теория проста как швабра.
1. наличие паразитных емкостей может давать ложные измерения СИЗ
2. наличие высших гармоник в питающей сети может "снести голову" абсолютно любому прибору.
Для исключения этих двух факторов и сделан SIM-Q, потому и стОит он дороже. А нужен ли он на конкретном пароходе - решение за инженером.
Как Вы его измерите? :) Особенно если пароход ещё только проектируется. Вот и приехали.
И тока недостаточно. Нужно знать динамику изменения тока и его характер. Именно этими расчётами SIM-Q и занимается.
Забудьте про сети IT на судах. Пожалуйста. Это небезопасно.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 18:19Правильно я понимаю что наличие одного такого фильтра в цепи питания IT
Отправлено спустя 5 минут 13 секунд:
Но если у Вас в сети THD зашкаливают за 15% - тут никакой прибор и никакие замеры не помогут. Надо бороться с THD. А если где-то сырой промокший маслом кабель лежит или в каком-то приборе пробитый конденсатор - тут никакие расчёты не помогут тоже, проще просто локализовать проблему, с этого всегда начинают при поиске проблем с СИЗ. Методом дихотомии если по-умному. Против лома нет приёма.
Отправлено спустя 6 минут 31 секунду:
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Реле контроля изоляции на судах
У SIM-Q нет допустимой ёмкости утечки :) Ну нет такого слова в даташите. И это не ёмкость утечки, а паразитная эквивалентная ёмкость сети. Давайте будем точны в формулировках.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 18:19 Правильно я понимаю что наличие одного такого фильтра в цепи питания IT (4700мкФ на корпус) сразу превышает допустимую емкость утечки для SIM-Q?
Эта ёмкость вообще не y SIM-Q, а у сети.
SIM-Q бывает в исполнениях, рассчитанных на работу в сетях с эквивалентной паразитной ёмкостью до 500мкФ и до 2000мкФ. Это не значит что он не будет работать в сетях где 2500мкФ - будет, но возможны ложные срабатывания или более длительное измерение, информация об этом есть в документации открытым текстом.
Один фильт не влияет. Но на пароходе их сотни, на иных - тысячи.grigoriy_altay писал(а): ↑29 июн 2023, 18:19UPD - конечно чушь написал - это же 4700 пФ, тоесть практически не влиет.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.