hell_boy писал(а): ↑29 июл 2019, 11:54Чтобы обход не делать, ноги не казенные
Вспомнилась сразу история про обман системы складского учёта на Северстали (я думаю, все знают). :)
А вот история была при сдаче свежепостроенного танкера. На борту дизель-генераторы. Управление оборотами - дистанционно с мотор-потенциометра. Мотор-Потенциометр - это прибор, внутри стоит обычный потенциометр, электродвигатель с понижающим редуктором, который вращает этот потенциометр при подаче напряжения той или другой полярности: в одну сторону "обороты больше", в другую "обороты меньше". Также мотор-потенциометр имеет рукоятку для ручного вращения. На лице есть индикаторы о том, что поданы электрические команды в ту или иную сторону (должен вращаться влево или вправо).
Штука исключительно надёжная, сколько себя помню - в них потенциометры физически истираются лет за 15, лечится просто заменой потенциометра - и ещё на 15 лет хватит. И редкая и потому дорогая. Сломанных не видел ни разу. До этого случая.
Так вот, приходит рекламация с этого ещё даже не сданного танкера - сдох мотор-потенциометр. Пришлось съездить на борт. Пришел, кручу его руками и сразу на ощупь понимаю что сорван редуктор. А двигатель там слабенький и даже концевиков нет, потому что когда потенциометр упирается в край - это для него не катастрофа, может долгое время так стоять, двигатель не перегревается, вал не скручивается, редуктор не ломается. Но, таки, сломан.
Начинаю расследование. Естественно "
никто ничего не трогал - оно само" (кто б сомневался). Но я на судоверфи уже освоился и знаю, что кто-то что-то да видели знает, просто не по его части и поэтому его не спрашивают. Хожу и смотрю всё остальное по своим делам и просто так, разговариваю с людьми о танкере, о верфи и о жизни, и к обеду находится тот, кто присутствовал в момент поломки в ЦПУ, и поведал он мне такую историю:
Сдаточный электромеханик самостоятельно проверял защиты натурным испытанием. ДГ работает на шины. Он понизил напряжение, потом повысил напряжение - увидел защиты. Решил проверить защиты по низкой/высокой частоте. Берётся руками за рукоятку и крутит в сторону "меньше" до 49 Гц с 50-ти и отпускает руку. Автоматика, видя это дело, доблестно выравнивает частоту обратно на 50 Гц посредством того же потенциометра - ручка поворачивается вправо. Электромеханик со словами "не понял", снова понижает частоту - автоматика снова выравнивает. Так раза три-четыре. После чего, по словам очевидца, электромеханик с решимостью преодолеть эту "высшую силу", не дающую понизить частоту, двумя руками уперевшись закрутил потенциометр аж до 55 Гц и удерживал его достаточно долго. В итоге и сорвал редуктор. :) После чего он написал акт о том, что автоматика неисправна и самопроизвольно меняет частоту ДГ, делая невозможным ручное управление - этот акт я получил к концу этого же дня, он опоздал на несколько часов из-за того что в приемной верфи сломался ФАКС. :)
Индикация о том что выбран автоматический режим, индикация (в нескольких местах) на самом потенциометре о том что он принимает и исполняет команды автоматики, и довольно приличное усилие на ручке его не остановили. Моторчик там хоть и хиленький, а редуктор прочный, рассчитанный на десятилетия эксплуатации. И фишка в том что на судах напряжение, как правило, не регулируется автоматикой, а только подстраивается вручную и напрямую, причем это делается в любой момент времени по необходимости (и очень редко). А вот обороты, как и прочие команды управления - либо выполняются только автоматикой в режиме АВТО, либо только человеком в режиме РУЧНОЕ, подача команд на мотор-потенциометр электрически блокируется переключателем режима, но рукоятку ведь с него не демонтируешь, да и нельзя - ручное управление должно быть доступно в любой момент. Переключатель режима находится тут же в 5 см от мотор-потенциометра и он был, естественно, в АВТО.