- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
Диспетчеризация - what it is?
Модератор: Глоб.модераторы
-
- администратор
- Сообщения: 18820
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 987 раз
- Поблагодарили: 1868 раз
Диспетчеризация - what it is?
Вопрос навеян этим топиком.
Кто-нибудь может четко, аргументированно и однозначно пояснить, что такое "диспетчеризация" в АСУТП? АСУТП которая ничем не управляет - только следит и отображает? АСУТП которая не имеет других действий кроме как "включить"/"выключить"?
На каждом углу слышу это слово, и употребляют его каждый раз имея в виду что-то новое (такое впечатление что употребляют за громоздкость и значимость, а не по смыслу - каша в голове).
Кто-нибудь может четко, аргументированно и однозначно пояснить, что такое "диспетчеризация" в АСУТП? АСУТП которая ничем не управляет - только следит и отображает? АСУТП которая не имеет других действий кроме как "включить"/"выключить"?
На каждом углу слышу это слово, и употребляют его каждый раз имея в виду что-то новое (такое впечатление что употребляют за громоздкость и значимость, а не по смыслу - каша в голове).
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Re: Диспетчеризация - what it is?
В двух словах на форуме это трудно аргументированно обьяснить. Я, например, не рассматриваю определение АСУ ТП как догму. У нее очень много разных проявлений. И САУК, и АСКУЭ, тоже, своего рода, АСУ ТП. Есть производства, где по тем или иным причинам (называть не буду, сами должны понимать) невозможно полностью автоматизировать ТП. Такими производствами всегда управлял диспетчер. Не в смысле вкл/выкл, (хотя, некоторые действия по вкл/выкл диспетчер совершает благодаря соотв. аппаратуре). Управление велось, как правило, выдачей голосовых управляющих команд оперативному персоналу. Обратная связь по воздействию - аналогично. Это называется оперативное диспетчерское управление. С появлением современных средств автоматизации появилась возможность предоставлять диспетчеру информацию в реальном времени и часть управляющих воздействий (ну не получится на 100% - люди не автоматизируются) автоматизировать. Что дало поистине невероятные преимущества в диспетчерском управлении. Такие системы называются АСОДУ, или АСДУ. Что так же является разновидностью АСУ ТП. Просто нельзя букву А в АСУ ТП рассматривать как АВТОМАТИЧЕСКАЯ, это - АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. Начало развития этих систем положено еще при советской власти (ИМХО). И, думаю, будет развиваться далее и именно в этом понимании (АСОДУ). И, кстати, очень интересная тема.
-
- администратор
- Сообщения: 18820
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 987 раз
- Поблагодарили: 1868 раз
Re: Диспетчеризация - what it is?
Википедия:
Диспетчеризация (англ. dispatch — быстро выполнять) — процесс централизованного оперативного контроля, управления, координации какого-либо процесса с использованием оперативной передачи информации между объектом диспетчеризации и пунктом управления.
Видеодиспетчеризация — разновидность диспетчеризации, при которой используется видеоизображение с объекта диспетчеризации.
Если диспетчеризация - процесс контроля, т.е. действие, то.... В принципе вахтенный офицер в рубке парохода занимается диспетчеризацией парохода, оперативно получая информацию от самых разных датчиков и систем на пульты управления в рубке. :) Т.е. он - диспетчер Получается, что любая АСУТП, имеющая на верхнем уровне пользовательский интерфейс (будь то АРМ на базе ПК или огромную стену с мнемосхемой и лампочками/кнопками). Пилот штурмовика СУ-30 или ИЛ-96, водитель авто, оператор автоматизированной сборочной линии в производственном цеху, и даже может быть Президент РФ - сплошь диспетчеры: у них есть интерфейс куда собирается информация о тех.системах того чем управляют, и есть органы управления (переключатели, ручки, манипуляторы, мышь, клавиатура, а у Президента еще есть телефоны и Правительство).
В итоге получаем что диспетчеризация - это всё что угодно, где есть один (или несколько) управляющих наверху, отдающих указания вниз, у которых есть для этого хоть какой-то технический интерфейс чтоб не бегать и не напрягаться физически. Т.е. любая АСУ с интерфейсом на ВУ, то есть каждая вообще (безинтерфейсные АСУ бывают, но очень специфичны - например САУ управления направлением тяги двигателей на том-же штурмовике СУ-30).
Вывод: термин применительно к АСУТП совершенно нелепый и бесполезный. Но модный. :)
Диспетчеризация (англ. dispatch — быстро выполнять) — процесс централизованного оперативного контроля, управления, координации какого-либо процесса с использованием оперативной передачи информации между объектом диспетчеризации и пунктом управления.
Видеодиспетчеризация — разновидность диспетчеризации, при которой используется видеоизображение с объекта диспетчеризации.
Если диспетчеризация - процесс контроля, т.е. действие, то.... В принципе вахтенный офицер в рубке парохода занимается диспетчеризацией парохода, оперативно получая информацию от самых разных датчиков и систем на пульты управления в рубке. :) Т.е. он - диспетчер Получается, что любая АСУТП, имеющая на верхнем уровне пользовательский интерфейс (будь то АРМ на базе ПК или огромную стену с мнемосхемой и лампочками/кнопками). Пилот штурмовика СУ-30 или ИЛ-96, водитель авто, оператор автоматизированной сборочной линии в производственном цеху, и даже может быть Президент РФ - сплошь диспетчеры: у них есть интерфейс куда собирается информация о тех.системах того чем управляют, и есть органы управления (переключатели, ручки, манипуляторы, мышь, клавиатура, а у Президента еще есть телефоны и Правительство).
В итоге получаем что диспетчеризация - это всё что угодно, где есть один (или несколько) управляющих наверху, отдающих указания вниз, у которых есть для этого хоть какой-то технический интерфейс чтоб не бегать и не напрягаться физически. Т.е. любая АСУ с интерфейсом на ВУ, то есть каждая вообще (безинтерфейсные АСУ бывают, но очень специфичны - например САУ управления направлением тяги двигателей на том-же штурмовике СУ-30).
Вывод: термин применительно к АСУТП совершенно нелепый и бесполезный. Но модный. :)
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Re: Диспетчеризация - what it is?
Я, конечно, не претендую на истинное понимание диспетчеризации. В вышеуказанной теме вообще сказано "круто" - ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ АСУ ТП!
Что касается пилота СУ-30, водителя автомобиля - сравнение некорректное. СУ-30, автомобиль являются законченной автономной машиной. Мы же не будем токаря называть диспетчером. Он токарь. Президент - управляет политическо,-экономическо,- социальными процессами. Мы же говорим о ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ. Вахтенного офицера тоже трудно подвести под диспетчера. Я, конечно, на судах не ходил, но мне кажется, что в обычном режиме "колаберь" плывет по "штатным инструкциям". Вахтенный становится в какой-то степени диспетчером при нештатной ситуации. Диспетчер же при нештатной ситуации использует специальную инструкцию для принятия определенных мер, но в конечном итоге, при перорй возможности передает управление руководителю ликвидации аварии (если сам таковым не является, или пункт управления переносится в другое место), а в остальное время, т.е. в обычном режиме, управляет ТЕХНОЛОГИЕЙ, а не отдельными ее узлами или агрегатами. И даже не отдельными подсистемами.
Что касается пилота СУ-30, водителя автомобиля - сравнение некорректное. СУ-30, автомобиль являются законченной автономной машиной. Мы же не будем токаря называть диспетчером. Он токарь. Президент - управляет политическо,-экономическо,- социальными процессами. Мы же говорим о ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ. Вахтенного офицера тоже трудно подвести под диспетчера. Я, конечно, на судах не ходил, но мне кажется, что в обычном режиме "колаберь" плывет по "штатным инструкциям". Вахтенный становится в какой-то степени диспетчером при нештатной ситуации. Диспетчер же при нештатной ситуации использует специальную инструкцию для принятия определенных мер, но в конечном итоге, при перорй возможности передает управление руководителю ликвидации аварии (если сам таковым не является, или пункт управления переносится в другое место), а в остальное время, т.е. в обычном режиме, управляет ТЕХНОЛОГИЕЙ, а не отдельными ее узлами или агрегатами. И даже не отдельными подсистемами.
-
- администратор
- Сообщения: 18820
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 987 раз
- Поблагодарили: 1868 раз
Re: Диспетчеризация - what it is?
Дим, цель у меня лично очень простая - разобраться и понять 1 раз, после чего не возвращаться к этому вопросу. :) Я ж не против терминологии - я понять хочу.
К вопросу о вахтенном офицере на пароходе. Само на пароходе ничего не делается. Судоводитель сам отслеживает ситуацию и рулит (сам непосредственно или на старых плохо автоматизированных пароходах посредством указаний команде). Рулит балластной системой если у парохода крен/диффирент - есть отдельный пульт балластной системы, можно закачать в любой балластный танк нужное количество воды нужным насосом через нужные задвижки, чтобы выровнять пароход. Также может перекачать топливо из одного танка в другой для той же цели. Рулит электростанцией если например предвидит что нужен запас мощности (иногда он просто обязан его иметь - так требуют Правила). Рулит вентиляцией и еще прорвой систем. Удержание на курсе - это отдельный процесс, автоматизированный (есть авторулевые). Так что диспетчер, и еще какой - видит весь пароход и управляет каждой из его систем, это и есть его работа.
Но это лирика, вернемся на берег. :) Правильно я понимаю, что система диспетчерского контроля предназначена для выполнения описанных тобой функций, стало быть там где это всё - термин уместен? И в общем это частный случай АСУТП (хотя на самом деле очень распространенный). ДА?
К вопросу о вахтенном офицере на пароходе. Само на пароходе ничего не делается. Судоводитель сам отслеживает ситуацию и рулит (сам непосредственно или на старых плохо автоматизированных пароходах посредством указаний команде). Рулит балластной системой если у парохода крен/диффирент - есть отдельный пульт балластной системы, можно закачать в любой балластный танк нужное количество воды нужным насосом через нужные задвижки, чтобы выровнять пароход. Также может перекачать топливо из одного танка в другой для той же цели. Рулит электростанцией если например предвидит что нужен запас мощности (иногда он просто обязан его иметь - так требуют Правила). Рулит вентиляцией и еще прорвой систем. Удержание на курсе - это отдельный процесс, автоматизированный (есть авторулевые). Так что диспетчер, и еще какой - видит весь пароход и управляет каждой из его систем, это и есть его работа.
Но это лирика, вернемся на берег. :) Правильно я понимаю, что система диспетчерского контроля предназначена для выполнения описанных тобой функций, стало быть там где это всё - термин уместен? И в общем это частный случай АСУТП (хотя на самом деле очень распространенный). ДА?
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18820
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 987 раз
- Поблагодарили: 1868 раз
Re: Диспетчеризация - what it is?
Значит я не одинок в своих заблуждениях. :) По мне так тоже АРМ и всё.Дмитрий Милосердов писал(а):Жень, ну я считаю - нет такого термина- Диспетчеризация. Точнее он конечно есть, но как-то все размыто.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Re: Диспетчеризация - what it is?
Я уверен, что диспетчеризация - это и есть оперативно-диспетчерское управление. Вопрос терминологии, согласен, достаточно скользкий.Дмитрий Милосердов писал(а):Жень, ну я считаю - нет такого термина- Диспетчеризация. <...> Я бы назвал проще-описаное в ГОСТ: Информационная Система. <...> Там могут быть функуции управления, не могут...не важно. Буржуи вообще не задумываются- называют HMI :) у нас-АРМ.
А вот с тем, что это понятие соответствует АРМ или HMI, не согласен. АРМ может быть компонентом системы АСОДУ (SCADA). Обратное, вообще говоря, неверно. А HMI (ЧМИ, см. соотв. ГОСТ) может входить в состав как АРМ, так и непосредственно управляемого объекта...
Re: Диспетчеризация - what it is?
Выходит, я был прав. АРМ может входить в АСОДУ, но не наоборот =)Дмитрий Милосердов писал(а):Согласно определению, приведенному в ГОСТ 34.003-90, автоматизированное рабочее место (АРМ) — это «программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида»
Спасибо, Дмитрий, что не поленились заглянуть в ГОСТ. Что такое HMI, достаточно понятно на интуитивном уровне. Это те средства, посредством которых человек обменивается информацией с неким объектом (машиной). Не обязательно дистанционно. В простейшем случае - кнопка с лампочкой это тоже HMI. В более сложном случае - форма на экране монитора и мышка...Дмитрий Милосердов писал(а):И вообще, ЧМИ это по большому счету ручное УСО :) (устройство связи человека с объектом) Насчет непосредственно управляемого объекта там вроде ничего не сказано (ГОСТ Р МЭК 60447-2000 ).
Re: Диспетчеризация - what it is?
Я тоже понятия "АРМ" у буржуев не встречал. Да и "программно-аппаратных комплексов" что-то не припомню...