- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
F.A.Q. по генерированию, генераторам и работе с ними
Модератор: специалисты по электротехнике
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
F.A.Q. по генерированию, генераторам и работе с ними
F.A.Q. содержит опыт и знания, полученные при работе с малыми и сверхмалыми генераторами и электростанциями. Также есть материалы из других открытых источников, поэтому ссылки на оригинал могут отсутствовать.
1. Режимы работы генератора в электрической сети
2. Cинхронизация генераторов при включении их на параллельную работу
3. Возможна ли параллельная работа генераторов с разнотипной автоматикой?
4. Возможна ли параллельная работа генераторов разного типа и мощности
5. Возможна ли синхронизация генераторного агрегата 0,4 кВ с шинами 10 кВ (через повышающий трансформатор)?
6. Защита от перегрузки системы возбуждения генератора - как и зачем?
7. Можно ли отключать аккумуляторы от работающего генератора?
8. Какие ещё причины, кроме описанной в п.7, выводят из строя электронику?
9. Отказ сети - как защитить генератор в малой энергетике?
10. Качания по активной мощности при параллельной работе генераторов
11. Нет распределения мощности между генераторами в островном режиме
12. Часто выходят из строя зарядные устройства. В чём может быть причина?
13. SPN-коды ошибок ЭБУ приводных двигателей генераторов
14. Распеделение реактивной нагрузки
15. Каким должен быть автоматический выключатель для генератора?
1. Режимы работы генератора в электрической сети
2. Cинхронизация генераторов при включении их на параллельную работу
3. Возможна ли параллельная работа генераторов с разнотипной автоматикой?
4. Возможна ли параллельная работа генераторов разного типа и мощности
5. Возможна ли синхронизация генераторного агрегата 0,4 кВ с шинами 10 кВ (через повышающий трансформатор)?
6. Защита от перегрузки системы возбуждения генератора - как и зачем?
7. Можно ли отключать аккумуляторы от работающего генератора?
8. Какие ещё причины, кроме описанной в п.7, выводят из строя электронику?
9. Отказ сети - как защитить генератор в малой энергетике?
10. Качания по активной мощности при параллельной работе генераторов
11. Нет распределения мощности между генераторами в островном режиме
12. Часто выходят из строя зарядные устройства. В чём может быть причина?
13. SPN-коды ошибок ЭБУ приводных двигателей генераторов
14. Распеделение реактивной нагрузки
15. Каким должен быть автоматический выключатель для генератора?
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
1. Режимы работы генератора в электрической сети
При планировании/проектировании электрической сети объекта, в которой предполагается наличие собственного генератора или нескольких генераторов, важно четко понимать, в каком режиме будет работать этот генератор (генераторы), поскольку это накладывает требования к построению всей сети объекта. Нередко из-за того что режим работы генератора не определен при проектировании, его работа в рамках задач, решаемых объектом, оказывается либо неэффективна, либо вообще невозможна.
Каждый из режимов определяет также и требования к автоматике, которой должен быть снабжен генератор, и к самому генераторному агрегату в части оснащения его оборудованием, а также к степени его автоматизации. Опять-таки, игнорирование этих требований, вытекающих из назначения, может привести к тому что агрегат(ы) не сможет(ут) обеспечить необходимый режим работы.
Еще один нюанс. Разные типы генераторных агрегатов (дизельный, газопоршневой, газотурбинный, паротурбинный, гидротурбинный, солнечный, ветряной и т.п.) имеют разные особенности, поэтому важно сначала определить режим работы агрегата в сети, и только потом выбирать тип установки, поскольку некоторые особенности разных типов агрегатов просто не позволят им работать в некоторых режимах. Например использовать газопоршневой генератор для режима резервирования сети, как правило, невозможно в силу того, что такой агрегат не выдерживает разовых набросов и сбросов нагрузки больше чем 20-25% от своего номинала (может начаться детонация газовой смеси, чуткая защита от детонации экстренно остановит генератор). То же самое относится к малым и сверхмалым гидротурбинам, ротор которых, в силу недостаточной массы и инерции, может просто остановиться при значительном набросе нагрузки.
Это, например, такие режимы как:
Каждый из режимов определяет также и требования к автоматике, которой должен быть снабжен генератор, и к самому генераторному агрегату в части оснащения его оборудованием, а также к степени его автоматизации. Опять-таки, игнорирование этих требований, вытекающих из назначения, может привести к тому что агрегат(ы) не сможет(ут) обеспечить необходимый режим работы.
Еще один нюанс. Разные типы генераторных агрегатов (дизельный, газопоршневой, газотурбинный, паротурбинный, гидротурбинный, солнечный, ветряной и т.п.) имеют разные особенности, поэтому важно сначала определить режим работы агрегата в сети, и только потом выбирать тип установки, поскольку некоторые особенности разных типов агрегатов просто не позволят им работать в некоторых режимах. Например использовать газопоршневой генератор для режима резервирования сети, как правило, невозможно в силу того, что такой агрегат не выдерживает разовых набросов и сбросов нагрузки больше чем 20-25% от своего номинала (может начаться детонация газовой смеси, чуткая защита от детонации экстренно остановит генератор). То же самое относится к малым и сверхмалым гидротурбинам, ротор которых, в силу недостаточной массы и инерции, может просто остановиться при значительном набросе нагрузки.
- [+] 1.Автономная работа, один генератор. Имеется только один источник энергии, которым является генераторный агрегат.
- [+] 4. Автономная работа, несколько генераторов Режим характерен для автономных электростанций с переменной нагрузкой, когда в зависимости от режима эксплуатации объекта требуется разная мощность, а питание от промышленной сети затруднено или нерентабельно. Например автономные электростанции буровых комплексов в труднодоступных районах.
Это, например, такие режимы как:
- резервирование сети несколькими генераторами;
- АВР с применением генераторов;
- групповая синхронизация генераторов;
- комплексное управление электростанциями разной сложности.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
2. Синхронизация генераторов при включении на параллельную работ
Синхронизация генераторов при включении на параллельную работу
Синхронизация генератора к шинам может быть выполнена одним из следующих методов (по возрастанию сложности реализации):
Синхронизация генератора к шинам может быть выполнена одним из следующих методов (по возрастанию сложности реализации):
- самосинхронизация
- грубая синхронизация
- точная динамическая синхронизация
- точная статическая синхронизация
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
3. Параллельная работа генераторов с разнотипной автоматикой
Вопрос: Можно ли включить на параллельную работу генераторы с автоматикой разных брендов?
Ответ: Нужно смотреть внимательнее, что именно за контроллеры на одной и на другой машине. И еще важно, работа идет параллельно с сетью или нет.
В общем случае - такие варианты:
Ответ: Нужно смотреть внимательнее, что именно за контроллеры на одной и на другой машине. И еще важно, работа идет параллельно с сетью или нет.
В общем случае - такие варианты:
- Если работа автономная (без сети), то на обоих агрегатах настроить одинаковый статизм, но это потребует постоянного присутствия вахты - следить за распределением мощности и периодически подправлять вручную. Чем больше генераторов - тем это труднее (следить и подправлять),
- Если работа автономная (без сети), то активную мощность можно поделить по аналоговой линии. Например, у контроллеров DEIF должен быть такой выход (опция G3 в контроллере AGC 3/4 или блок IOM-230 к контроллеру AGC-2xx, если опции G3 нет то её можно открыть), а например у контроллеров CoMAP надо поставить их родной конвертер "NT-Converter". Эти блоки связать между собой аналоговой линией и во всех включить деление активной мощностью по аналоговой линии. Так Вы поделите активную мощность. Реактивную мощность делить только на статизмах (если нет каких-то экзотических нелинейных потребителей то нормально будет делиться). Само собой, установленные сейчас контроллеры должны уметь управлять частотой.
- Если параллельная работа с сетью, но никакой power management не нужен, то можно все агрегаты включить в режим фиксированной мощности. Проблема только в том что уставки этой фиксированной мощности нужно задавать каждой машине вручную и следить за ними чтобы не допустить экспорта. Чем больше генераторов - тем сложнее.
- Если параллельная работа с сетью и/или Вам нужен ещё и power management (автоматический пуск/стоп резерва, чередование по моторесурсу и т.д.) то вариант только один - везде нужны контроллеры одного бренда. Соотв-но потребуется менять всю автоматику на какой-то один бренд. Нередко контроллеры одного бренда устанавливаются не вместо, а поверх другого уже установленного - чтобы не нарушать технологию машины или чтобы не слетала гарантия. Если работа с сетью то понадобится ещё и какой-то сетевой контроллер, так что дооборудование неизбежно.
- Если один из генераторов - Cummins - то тут всё может быть очень плохо вплоть до отказа это этой затеи (автоматика Cummins как правило недружелюбна по отношению к автоматике других брендов).
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
4. Параллельная работа генераторов разного типа и мощности
Вопрос: Можно ли включить на параллельную работу генераторы разного типа и(или) мощности?
Ответ: В общем случае - да, можно, если будет решен вопрос совместного управления ими (см.предыдущий ответ). Однако, могут возникнуть проблемы, связанные с разной конструкцией (или просто различного качества намотки) обмоток разнотипных генераторов. Было несколько случаев когда в 4-проводной сети при вводе генераторов в параллель наблюдался очень большой ток нейтрали даже при нулевой нагрузке. Анализ показал что этот ток вызван различным шагом обмоток генераторов и худшим качеством "железа" в одном из генераторов (его напряжение было неидеально по форме синусоиды). Ток нейтрали превышал номинальный, оба генератора перегревались. При этом друг без друга они прекрасно работали, в том числе и в параллель со своими однотипными собратьями. Это редкий случай "несовместимости" генераторов, однако пару раз он всё-таки встретился.
Ответ: В общем случае - да, можно, если будет решен вопрос совместного управления ими (см.предыдущий ответ). Однако, могут возникнуть проблемы, связанные с разной конструкцией (или просто различного качества намотки) обмоток разнотипных генераторов. Было несколько случаев когда в 4-проводной сети при вводе генераторов в параллель наблюдался очень большой ток нейтрали даже при нулевой нагрузке. Анализ показал что этот ток вызван различным шагом обмоток генераторов и худшим качеством "железа" в одном из генераторов (его напряжение было неидеально по форме синусоиды). Ток нейтрали превышал номинальный, оба генератора перегревались. При этом друг без друга они прекрасно работали, в том числе и в параллель со своими однотипными собратьями. Это редкий случай "несовместимости" генераторов, однако пару раз он всё-таки встретился.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
5. Включение генератора на шины через повышающий трансформатор
Включение генератора на шины через повышающий или понижающий трансформатор - вполне возможно. Это реализовано например в средствах автоматики ф.DEIF и описано здесь.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
6. Защита от перегрузки системы возбуждения генератора
Вопрос: Из-за низкого коэффициента мощности выходит из строя система возбуждения генератора (сгорает регулятор). Как защититься от этого?
Ответ:
На ток возбуждения напрямую влияет величина реактивной мощности, следовательно, при номинальной мощности генератора 1000 кВт (величина взята для примера) и при номинальном коэф.мощности 0,8 (величина должна быть взята с заводской шильды генератора, пока предполагаю что она равна 0,8), номинальная реактивная мощность генератора составляет 1000 кВт / 0,8 * 0,6 = 750 кВАр - это величина реактивной мощности, на компенсацию которой рассчитан и сам генератор и его регулятор напряжения в длительном режиме. Например, в контроллерах AGC ф.DEIF в стандартной комплектации отсутствует в явном виде защита по уровню cos(Ф), но имеется защита от перегрузки реактивной мощностью (защита от перевозбуждения) - это параметр 1530. Можно использовать её (включить), задав там такую уставку, больше которой ток возбуждения уже превысит номинальный. В этом параметре уставка задаётся в процентах от номинальной АКТИВНОЙ мощности, но с размерностью кВАр. То есть чтобы задать уставку 750 кВАр при номинальной мощности генератора 1000 кВт нужно задать в параметре 1530 значение 75%.
Контроллеры и средства измерения измеряют два параметра:
Ответ:
На ток возбуждения напрямую влияет величина реактивной мощности, следовательно, при номинальной мощности генератора 1000 кВт (величина взята для примера) и при номинальном коэф.мощности 0,8 (величина должна быть взята с заводской шильды генератора, пока предполагаю что она равна 0,8), номинальная реактивная мощность генератора составляет 1000 кВт / 0,8 * 0,6 = 750 кВАр - это величина реактивной мощности, на компенсацию которой рассчитан и сам генератор и его регулятор напряжения в длительном режиме. Например, в контроллерах AGC ф.DEIF в стандартной комплектации отсутствует в явном виде защита по уровню cos(Ф), но имеется защита от перегрузки реактивной мощностью (защита от перевозбуждения) - это параметр 1530. Можно использовать её (включить), задав там такую уставку, больше которой ток возбуждения уже превысит номинальный. В этом параметре уставка задаётся в процентах от номинальной АКТИВНОЙ мощности, но с размерностью кВАр. То есть чтобы задать уставку 750 кВАр при номинальной мощности генератора 1000 кВт нужно задать в параметре 1530 значение 75%.
Контроллеры и средства измерения измеряют два параметра:
- cos(Ф) - это коэффициент мощности, измеренный по первой гармонике;
- Power Factor (PF) - это коэффициент мощности с учётом всех гармоник.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
7. Можно ли отключать аккумуляторы от работающего генератора?
- Можно ли посмотреть на солнце в телескоп?
- Да, можно, но только два раза в жизни: один раз правым глазом и второй раз левым.
Весьма распространённый (но малоизвестный по понятным причинам) случай - когда в энергоцентр или к генератору приносят заряженный аккумулятор, ставят на агрегат, запускают агрегат, потом с работающей машины аккумулятор отключают и несут запускать следующий генератор. То есть агрегаты "прикуривают" один за другим. Так вот в момент отключения аккумулятора навешенный зарядный генератор (если он есть) создаёт импульс напряжения от 40 до 180...220 вольт (при номинальном 12 или 24 вольта) - наша головная фирма специально это изучала и присылала отчёт с осциллограммами. Импульс очень быстрый - единицы миллисекунд, обычным прибором и не заметишь. Но эта дрянь раз за разом "поджаривает" всю электронику, которая подключена в ту же цепь питания, а при удачном стечении обстоятельств импульс способен выжечь всю эту электронику разом, случаи такие были. То же самое происходит в автомобилях, любой автодилер Вам скажет что нельзя снимать батарею с работающего двигателя. Жигулям и советским тракторам это не страшно потому что там попросту нет такой электроники, а лампочки этот импульс "съедают" - вот и вошло в привычку у ряда "специалистов" делать так со всеми агрегатами, включая электронные.
И вот, приходят механики и говорят: "мы включили - а оно не работает", и десять инженеров месяцами пытаются найти "хитрый глюк", который запросто устроил один криворукий механик. Стоимость ремонта агрегата прямо пропорциональна стоимости сожженного контроллера плюс восстановление настроек, что тоже бывает непросто и недёшево.
Так что можно ли это делать - да, можно, если Вы готовы потом заняться нетривиальным и зачастую дорогостоящим ремонтом автоматики этого генератора. Как правило, сгорает тот контроллер, в котором встроена защита, и как А.Матросов он спасает контроллер в двигателе (если двигатель цифровой), а стоимость контроллера двигателя и процедура его замены - это операция куда как дороже и "интереснее" чем замена контроллера электростанции.
- Да, можно, но только два раза в жизни: один раз правым глазом и второй раз левым.
Весьма распространённый (но малоизвестный по понятным причинам) случай - когда в энергоцентр или к генератору приносят заряженный аккумулятор, ставят на агрегат, запускают агрегат, потом с работающей машины аккумулятор отключают и несут запускать следующий генератор. То есть агрегаты "прикуривают" один за другим. Так вот в момент отключения аккумулятора навешенный зарядный генератор (если он есть) создаёт импульс напряжения от 40 до 180...220 вольт (при номинальном 12 или 24 вольта) - наша головная фирма специально это изучала и присылала отчёт с осциллограммами. Импульс очень быстрый - единицы миллисекунд, обычным прибором и не заметишь. Но эта дрянь раз за разом "поджаривает" всю электронику, которая подключена в ту же цепь питания, а при удачном стечении обстоятельств импульс способен выжечь всю эту электронику разом, случаи такие были. То же самое происходит в автомобилях, любой автодилер Вам скажет что нельзя снимать батарею с работающего двигателя. Жигулям и советским тракторам это не страшно потому что там попросту нет такой электроники, а лампочки этот импульс "съедают" - вот и вошло в привычку у ряда "специалистов" делать так со всеми агрегатами, включая электронные.
И вот, приходят механики и говорят: "мы включили - а оно не работает", и десять инженеров месяцами пытаются найти "хитрый глюк", который запросто устроил один криворукий механик. Стоимость ремонта агрегата прямо пропорциональна стоимости сожженного контроллера плюс восстановление настроек, что тоже бывает непросто и недёшево.
Так что можно ли это делать - да, можно, если Вы готовы потом заняться нетривиальным и зачастую дорогостоящим ремонтом автоматики этого генератора. Как правило, сгорает тот контроллер, в котором встроена защита, и как А.Матросов он спасает контроллер в двигателе (если двигатель цифровой), а стоимость контроллера двигателя и процедура его замены - это операция куда как дороже и "интереснее" чем замена контроллера электростанции.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
8. Какие ещё причины, кроме описанной в п.7, выводят из строя электронику?
Одна из возможных причин - некачественные (но необязательно при этом дешёвые) зарядные и прочие блоки питания. При включении питания (или при отключении нагрузки) они тоже могут выдавать кратковременные импульсы высокого напряжения.
"Выбросы" напряжения при коммутации индуктивной нагрузки - например при отключении клапанов, мощных контакторов, силовых реле - тоже "поджигают" все элементы схемы, в том числе и контроллеры. От этого спасают шунтирующие диоды, включенные параллельно этим нагрузкам (катушкам контакторов и клапанов).
"Выбросы" напряжения при коммутации индуктивной нагрузки - например при отключении клапанов, мощных контакторов, силовых реле - тоже "поджигают" все элементы схемы, в том числе и контроллеры. От этого спасают шунтирующие диоды, включенные параллельно этим нагрузкам (катушкам контакторов и клапанов).
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
9. Отказ сети - как защитить генератор в малой энергетике?
Исходные данные: параллельная работа одного или нескольких генераторов с промышленной сетью условно неограниченной мощности. Режим параллельной работы значения не имеет.
Ситуация: несанкционированное исчезновение сети, вызванное удалённым отключением или обрывом, например, ЛЭП.
Последствия: потенциально плохие для генератора, вплоть до физического разрушения генератора и окружающих конструкций (есть случаи, когда генератор отсоединялся от двигателя и его ротор выходил на свободу сквозь стены энергокомплекса). А также возможны поражения персонала электротоком во время ремонтных работ.
Необходимые действия зависят от общей стратегией управления электростанции и величины получившегося скачка нагрузки. Стратегия определяет цель управления: первостепенной задачей является сохранить питание на сборных шинах или максимально защитить генераторы от повреждений.
Электрические защиты.
Существует комплекс защит, которые могут эффективно защитить генераторы, в случае, конечно, если скачок нагрузки не оказался катастрофическим. Это:
Подробные описания физических принципов работы этих защит можно найти в сети, в том числе у некоторых производителей различной автоматики. Например здесь.
Если стратегией управления является сохранение напряжения на шинах и непрерывное питание потребителей, то комплекс защит действует на отключение сети, а дальше - простая лотерея: устоит ли электростанция. Но исходим из того что она устояла и продолжает работать.
По факту отключения сети следует мгновенно изменить режим работы всей электростанции (всех генераторов) на автономный (островной). Не вся автоматика позволяет это делать оперативно, некоторая не позволяет этого делать совсем. Следует оценить и выполнить мероприятия, которые позволят это делать при любом отключении сетевого ввода независимо от причины такого отключения. После отключения сети генераторы просто начнут распределять между собой нагрузку, одновременно в них включится канал поддержания частоты.
Важный момент ответственности. Если в Ваших ТУ на присоединение генерация не упомянута, и при этом происходит какой-либо инцидент из-за подачи напряжения с Вашей стороны (которого никто не ждал) - формально ответственность лежит на Вас. Вплоть до уголовной, если будут травмированы люди или нанесён значительный ущерб. И случаи такие были. Так что в таком случае есть риск не только понести собственный ущерб, но и взвалить на себя ответственность за ущерб сторонний, что может превысить и собственный ущерб в разы или десятки-сотни раз. Этим чревата несанкционированная параллельная работа с сетью, пусть даже и без экспорта мощности.
Ситуация: несанкционированное исчезновение сети, вызванное удалённым отключением или обрывом, например, ЛЭП.
Последствия: потенциально плохие для генератора, вплоть до физического разрушения генератора и окружающих конструкций (есть случаи, когда генератор отсоединялся от двигателя и его ротор выходил на свободу сквозь стены энергокомплекса). А также возможны поражения персонала электротоком во время ремонтных работ.
Необходимые действия зависят от общей стратегией управления электростанции и величины получившегося скачка нагрузки. Стратегия определяет цель управления: первостепенной задачей является сохранить питание на сборных шинах или максимально защитить генераторы от повреждений.
Электрические защиты.
Существует комплекс защит, которые могут эффективно защитить генераторы, в случае, конечно, если скачок нагрузки не оказался катастрофическим. Это:
- низкая/высокая частота;
- АЧР;
- df/dt (ROCOF);
- Vector Jump (скачок вектора напряжения).
Подробные описания физических принципов работы этих защит можно найти в сети, в том числе у некоторых производителей различной автоматики. Например здесь.
Если стратегией управления является сохранение напряжения на шинах и непрерывное питание потребителей, то комплекс защит действует на отключение сети, а дальше - простая лотерея: устоит ли электростанция. Но исходим из того что она устояла и продолжает работать.
По факту отключения сети следует мгновенно изменить режим работы всей электростанции (всех генераторов) на автономный (островной). Не вся автоматика позволяет это делать оперативно, некоторая не позволяет этого делать совсем. Следует оценить и выполнить мероприятия, которые позволят это делать при любом отключении сетевого ввода независимо от причины такого отключения. После отключения сети генераторы просто начнут распределять между собой нагрузку, одновременно в них включится канал поддержания частоты.
Важный момент ответственности. Если в Ваших ТУ на присоединение генерация не упомянута, и при этом происходит какой-либо инцидент из-за подачи напряжения с Вашей стороны (которого никто не ждал) - формально ответственность лежит на Вас. Вплоть до уголовной, если будут травмированы люди или нанесён значительный ущерб. И случаи такие были. Так что в таком случае есть риск не только понести собственный ущерб, но и взвалить на себя ответственность за ущерб сторонний, что может превысить и собственный ущерб в разы или десятки-сотни раз. Этим чревата несанкционированная параллельная работа с сетью, пусть даже и без экспорта мощности.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
10. Качания по активной мощности при параллельной работе генераторов
Качания по активной мощности генераторного агрегата могут быть вызваны следующими причинами, которые необходимо проверить и последовательно исключить:
1 Нестабильностью частоты (оборотов двигателя), которая может быть вызвана настройками регулятора оборотов двигателя и другими причинами связанными с топливом (качество топлива и состояние топливных фильтров), попаданием воздуха в топливную систему, топливной аппаратурой двигателя, недостатком воздуха (неисправность турбин, засоренность воздушных фильтров) и т.д.
Генераторный агрегат без управления со стороны (для контроллера DEIF - ручной режим управления) должен иметь стабильную частоту при работе на х.х и нагрузку.
2 Нестабильностью частоты (оборотов двигателя), которая может быть вызвана:
- Привязкой контроллера к регулятору оборотов двигателя (необходимо выполнить проверку фактических диапазонов регулирования частоты двигателя со стороны контроллера)
- Настройками регуляторов контроллера (проверяется ниже)
Процедура проверки настроек регулятора активной мощности P:
1 Нестабильностью частоты (оборотов двигателя), которая может быть вызвана настройками регулятора оборотов двигателя и другими причинами связанными с топливом (качество топлива и состояние топливных фильтров), попаданием воздуха в топливную систему, топливной аппаратурой двигателя, недостатком воздуха (неисправность турбин, засоренность воздушных фильтров) и т.д.
Генераторный агрегат без управления со стороны (для контроллера DEIF - ручной режим управления) должен иметь стабильную частоту при работе на х.х и нагрузку.
2 Нестабильностью частоты (оборотов двигателя), которая может быть вызвана:
- Привязкой контроллера к регулятору оборотов двигателя (необходимо выполнить проверку фактических диапазонов регулирования частоты двигателя со стороны контроллера)
- Настройками регуляторов контроллера (проверяется ниже)
Процедура проверки настроек регулятора активной мощности P:
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
11. Нет распределения мощности между генераторами в островном режиме
Ваши генераторы не делят мощность между собой. Это очевидно. :)При запуске двух машин в параллель с нагрузкой на фидере, они друг другу перекидывают мощность. И при каждом нагружении скорость перекидывания постепенно увеличивается, сначала 20 секунд, потом 15 секунд, потом одна машина забрасывает скорость и останавливается. На что обратить внимание и почему это происходит?
Для начала - понять, как Вы собираетесь делить мощность: просто на статизмах (за счёт статической характеристики каждого генератора) или Ваши контроллеры должны управлять этим распределением?
Если первое, то надо обеспечить этот самый статизм: 3...5% по частоте и по напряжению (меньше мощность - больше статизм). Этот статизм должен быть одинаков для генераторов одинаковой мощности.
Если второе - надо открыть документацию на Ваш контроллер, найти там всё что связано с режимом ISLAND (параллельная работа друг с другом без сети, в острове) и следовать указаниям.
Кстати, статизм не помешает в любом случае, а при дискретном управлении "больше/меньше" он обязателен всегда.
Распределение активной и реактивной мощности - это разные задачи. Активная - это частота, обороты и топливо; реактивная - это напряжение и возбуждение. Соответственно это разные каналы управления и разные исполнители: регулятор оборотов для активной, регулятор напряжения для реактивной. Принципы одни и те же, но разные каналы воздействия и разные настройки.
Это не значит что реактивную мощность не надо распределять - без этого она точно также будет у Вас летать с машины на машину. Момент на валу реактивная мощность не создаёт, топливо не ест, двигатель не "рычит" под ней, поэтому кажется что её и нет. Но реактивная мощность создаёт реактивный ток и нагружает регулятор напряжения, а аппараты защиты срабатывают по любому току, а не только по активному. Когда реактивная нагрузку близка к нулю, то удержание на всех генераторов нулевой реактивной мощности - это тоже задача распределения.Наша нагрузка чисто резистивная, т.е. активная
Сейчас у Вас нагрузка резистивная, а через месяц станет обычная - Вы через месяц вспомните что что-то надо ещё перенастроить?
Если в агрегате есть какие-то механические проблемы типа грязных фильтров, плохого топлива, люфтов в регуляторах, ненастроенных регуляторов, перегрев или переохлаждение и т.д., то устранять нужно сначала эти проблемы. Такие проблемы никакая автоматика Вам не выправит и к настройкам автоматики при этом можно даже не приступать - зря время потратите и результата не получите.
1. Проверить, есть ли он.Как можно обеспечить статизм в пределах 3-5%?
2. Если нет - настроить.
Это характеристика регуляторов напряжения и оборотов, в них и настраивается, к контроллеру всего агрегата (DEIF, COMAP, DATACOM, SMARTGEN, EMCP, PCC и т.д.) отношения не имеет. Больше того, контроллер агрегата вообще никак не должен управлять ни оборотами ни напряжением в момент проверки/настройки - это управление должно быть отключено, заморожено, если оно предусмотрено.
По напряжению статизм настраивается и проверяется также как и по частоте, просто заменяем мощность с активной на реактивную, регулятор оборотов на регулятор напряжения.
Страница 22 в этом документе: https://dvk-electro.ru/06powerStation/c ... _v-011.pdf
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
12. Часто выходят из строя зарядные устройства. В чём может быть причина?
Всё очень просто - диодной развязки нет. В хороших зарядных она есть. Её отсутствие лечится установкой силового диода на радиаторе. Например Датаком экономит на всём, в том числе и на этом. А зарядник для ДГУ априори должен эту развязку иметь, т.к. на мелких машинах гарантированно стоит зарядный генератор и зарядник включается просто в параллель к нему - это штатный режим работы. А когда машина запустилась, то напряжение зарядного генератора должно быть больше чем напряжение зарядника, диод просто запрётся и при работающей машине вся нагрузка ляжет на зарядный генератор. Ну и токоограничение должно быть, которого в дешёвых зарядниках тоже нет. Фактически дешёые зарядники - это просто блоки питания без защит и развязок.Кстати, по поводу дешёвых зарядных устройств. Они работают вполне неплохо, если их не перегружать (использовать исключительно для поддержания заряда акб в дежурном режиме). Если запустить двигатель с подключённым зарядным, то дохнет оно почти гарантированно. Если использовать вместо зарядного генератора, то тоже долго не живёт (потребление бортсети 12/24 v при работающем моторе может в разы превышать максимальный ток зарядника). Хотя по инструкции вроде бы и должно безболезненно переносить любую перегрузку, но инструкции бывают как тот забор, на котором много чего пишут, а там по факту только дрова.
Написано что можно так включать, и это правда. Ставьте диод, регулируйте напряжение и всё будет работать. Даташит ведь не справочник по физике, то что для этого надо отдельно диод поставить и напряжение подрегулировать - про это там может и не написано (на чернилах тоже могут экономить). Но физику-то никто не отменял. И чудес на свете не бывает, за три копейки и при сверхлёгком весе силовой диод с радиатором не спрячешь. В явном виде про диод и ограничение в даташите не написано - значит их там нет, вот и всё. Не надо ничего подразумевать, читая документацию - надо просто читать слова как они есть. И обращаться в техподдержку при необходимости, задавая простые прямые вопросы:Хотя по инструкции вроде бы и должно безболезненно переносить любую перегрузку
"Токоограничение есть?"
"Защита от перегрузки есть?"
"Силовой диод встроен?"
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
13. SPN-коды ошибок ЭБУ приводных двигателей генераторов
SPN-коды ошибок ЭБУ приводных двигателей генераторов. Дополнения приветствуются.
- На сайте SmartGen - ссылка.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
14. Распеделение реактивной нагрузки
Неплохая статья по двум методам распределения реактивной нагрузки между генераторами. Язык - английский.
Источник: https://cr4.globalspec.com/thread/38885 ... ators-Work
Источник: https://cr4.globalspec.com/thread/38885 ... ators-Work
- Вложения
-
- Control of Synchronous Generators with Droop and Cross-Current Compensation.pdf
- (206.95 КБ) 93 скачивания
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
15. Каким должен быть автоматический выключатель для генератора?
Мы говорим о низком напряжении (до 1000 вольт).
Можно взять простой ручной стационарный автомат только с защитой и минималкой плюс контактор, управлять контактором. Это габаритнее в ширину и высоту, но зато компактнее в глубину (привода на выключатели шибко выступают в глубину) минус геморрой с быстродействием привода. Заодно решается проблема видимого разрыва - у Вас есть второе ручное устройство коммутации (первое - контактор). Можно даже без минималки, но тогда надо хорошо продумывать схему чтобы контактор надёжно выполнял функции минималки. Просто запитать катушку от напряжения генератора - не вариант, схема сложнее.
В нём должно быть и обеспечиваться: Привод лучше брать AC. Привод может много потреблять, если возьмёте на DC то на 24VDC рискуете получите ток 50-60 ампер, Откуда возьмёте столько? А если в генераторе не 24VDC а 12VDC - что делать будете? Приводов на 12 вольт не бывает. К тому же, если привод AC то выключатель нельзя будет включить дистанционно, если генератор остановлен - автоматически реализуется блокировка.Подскажите какие физические особенности имеет автоматический выключатель для генераторов.
Можно взять простой ручной стационарный автомат только с защитой и минималкой плюс контактор, управлять контактором. Это габаритнее в ширину и высоту, но зато компактнее в глубину (привода на выключатели шибко выступают в глубину) минус геморрой с быстродействием привода. Заодно решается проблема видимого разрыва - у Вас есть второе ручное устройство коммутации (первое - контактор). Можно даже без минималки, но тогда надо хорошо продумывать схему чтобы контактор надёжно выполнял функции минималки. Просто запитать катушку от напряжения генератора - не вариант, схема сложнее.
Ничего особенного нет. Лишь бы вышесказанное выполнялось. Это такая фишка отделов продаж: выключатели для генераторов. Такая же маркетинговая фишка как "специальная детская вода" и "специальный насос для специальной детской воды".есть ли что-то особое для генераторных автоматов?
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.