30 сентября 2013, 02:05 (мск) | Общество | РИА Новости
Первый после июльской аварии «Протон» стартовал с Байконура
Ракета-носитель «Протон-М» с европейским спутником связи Astra 2E запущена с космодрома Байконур. Предыдущий «Протон-М» с тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» упал 2 июля на первой минуте старта.
- [+] полный текст
- МОСКВА, 30 сен — РИА Новости. Первая после июльской аварии ракета-носитель «Протон-М» с европейским спутником связи Astra 2E запущена с космодрома Байконур, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса.
Предыдущий «Протон-М» с тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» упал 2 июля на первой минуте старта на космодроме Байконур. Комиссия по расследованию ЧП пришла к выводу, что на ракете был неправильно установлен блок датчиков угловых скоростей, что и стало причиной аварии. Чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, Роскосмос принял решение изменить форму датчиков.
«Старт “Протона” прошел штатно и в расчетное время: 1.38 мск. Как ожидается, отделение космического аппарата от разгонного блока “Бриз-М” произойдет в 10.50 мск», — отметил собеседник агентства.
Спутник Astra 2Е массой шесть тонн изготовлен компанией EADS Astrium (Франция) по заказу спутникового оператора SES Astra (Люксембург) на платформе Eurostar 3000, срок активного существования которой составляет 15 лет. Космический аппарат предназначен для ретрансляции радио- и телепрограмм в аналоговом и цифровом форматах, а также обеспечения мобильной и интернет-связью абонентов Европы, Ближнего Востока и Африки.
Как «Протон-М» не дотянул спутники ГЛОНАСС до орбиты
Ракета-носитель «Протон-М» с тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» упала 2 июля на космодроме Байконур на первой минуте старта. Аварийная комиссия по расследованию ЧП с ракетой пришла к выводу, что датчики угловых скоростей на ракете были неправильно установлены, что и стало причиной аварии.
Кого винили в аварии
«Три специалиста Центра имени Хруничева, неправильно установившие датчики угловых скоростей на разбившейся “Протон-М”, своей вины не признают: говорят, что сделали все операции согласно технологическим картам. Но аварийная комиссия точно установила, что датчики были установлены неправильно, с разворотом на 180 градусом», — отмечал заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин.
Основная вина за аварию ракеты «Протон-М» лежит не на тех, кто ее собирал, а на конструкторах и технологах, не предусмотревших возможность неправильной установки датчиков угловых скоростей, что, по выводам аварийной комиссии, стало причиной ЧП, считает глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Как власти отреагировали на провал с «Протоном-М»
В начале августа вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на заседании комиссии по расследованию аварии ракеты «Протон-М» подверг резкой критике структуру и работу российской ракетно-космической отрасли. По мнению вице-премьера, отсутствуют четкие цели, структура плохо управляется, на предприятиях сохраняется низкая технологическая дисциплина. Рогозин заявил, что настало время обсудить вопрос объединения усилий космической и авиационной промышленности.
В начале сентября он заявил о консолидации ракетно-космической отрасли России. По словам Рогозина, планируется, что в будущую Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК) войдут все предприятия отрасли, а за Роскосмосом останутся функции контролирующего федерального органа исполнительной власти.
Вице-премьер Дитрий Рогозин: «Проблем в ракетно-космической промышленности так много, что правительство просто не вправе предоставлять отрасли возможность в них разобраться по своему усмотрению. Здесь нужна постоянная помощь, чтобы, наконец, разорвать порочный круг аварий и неудач, которые с такой досадой обсуждаются всем нашим обществом».
Какие еще ЧП происходили в ракетно-космической отрасли
7 августа 2012 года запуск ракеты-носителя «Протона-М», выводившего на орбиту российский спутник связи «Экспресс-МД2» и индонезийский телекоммуникационный космический аппарат «Телком-3», закончился нештатно из-за сбоя в работе разгонного блока «Бриз-М». Нештатный запуск ракеты-носителя «Протон-М» был связан с аварийной работой разгонного блока «Бриз-М», которая в свою очередь была вызвана производственной проблемой: произошло засорение магистрали наддува дополнительных топливных баков горючего «Бриза-М».
«Ракетной отрасли РФ необходимо глубокое реформирование»
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин: «Без очень глубокого реформирования российской ракетно-космической отрасли не обойтись, реформа назрела давно, еще десять лет назад, и о ней нужно уже не говорить, а начинать. Основания для реформы — истощение кадрового капитала в отрасли, а также ее неэффективная структура».