1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Модератор: Глоб.модераторы

Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Уважаемые специалисты!
Неоднократно в своих постах и в комментариях я призывал вас к участию в корректировке (рецензированию) учебных материалов. Преподаватели ВУЗов не могут постоянно вариться в своем соку, вернее могут, но толку с этого немного. Специалисты, в свою очередь не занимаются созданием учебного материала. Вот и поучается, что из-за недостаточной компетенции преподавателей (не постесняюсь это признавать), получаются абсолютно некомпетентные студенты, и учебный материал, мало отвечающий реальной действительности.
В этом посте буду выкладывать материалы, созданные с моим участием для студентов нашей кафедры. Прошу вашей помощи в критических замечаниях по:
- содержанию;
- наполнению;
- оформлению;
- …..
На все вопросы буду отвечать, с замечаниями … возможно буду спорить, но только для рождения истины :D . Главное – улучшить качество конечного продукта образования – СПЕЦИАЛИСТА.
Учитывая то, что методические рекомендации в нашей стране пишут на украинском языке, сначала буду выставлять оригинальные версии для украино-язычных специалистов, позже - перевод на русский язык для возможности участия всех посетителей форума. Хоть переводить текст с украинского на русский дело не очень сложное, оно занимает много времени. Переводом первых 2-х методичек сейчас занимается моя коллега. Если есть у кого-то желание переводить другие методички, был бы премного благодарен.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Методичка по курсовму проекту з дисципилины "Проектирование компьютерно-интегрированных систем управления".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

То дуже цикаво. Тильки я мову погано розумию... :ges_hmm:
Давно пора учебники с послевоенных приборов на современную базу перевести...
Только вот у вас и у москалей еще и нормативка отличается, это тоже надо учитывать - а то напишем замечаний :)
Да и вопрос еще, актуальный для всех - какую нормативку давать студентам.
Проблема-то главная не в качестве базовой подготовки, тут мало что изменилось за последние годы, а в том что базовая - она и есть базовая, пусть и на другом оборудовании. А к этой базе для нормальной работы надо еще кучу информации перелопатить... Возьмите для примера элементарный курс начерталки и инженерной графики. Поверхности, пересечения, шрифты, линии. А кроме этого есть же еще СПДС - если эти стандарты включать в курс - часов не хватит, если написать в рекомендуемую литературу - какой студент будет это читать?
Ну да лирика это, подожду варианта на родном для меня языке.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "

Бондарев Михаил
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1075
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 23:23
Имя: Бондарев Михаил Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Магнитогорск
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 20 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Бондарев Михаил »

какой студент будет это читать?
наверное тот, с которого это на работе спросят.))
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

BigDog писал(а):Зашибись, дык этож нам украинский для начала выучить надо :)
Сразу анекдот про москалей и пыво вспомнил :)
san писал(а): ... сначала буду выставлять оригинальные версии для украино-язычных специалистов, позже - перевод на русский язык для возможности участия всех посетителей форума.
Время так сказать бежит, а перевод в лучшем случае через недели две будет. Может кто-то из земляков за это время уже накомментирует что-то.
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Никита писал(а):То дуже цикаво. Тильки я мову погано розумию... :ges_hmm:
Да и вопрос еще, актуальный для всех - какую нормативку давать студентам.
Проблема-то главная не в качестве базовой подготовки, тут мало что изменилось за последние годы, а в том что базовая - она и есть базовая, пусть и на другом оборудовании. А к этой базе для нормальной работы надо еще кучу информации перелопатить... Возьмите для примера элементарный курс начерталки и инженерной графики. Поверхности, пересечения, шрифты, линии. А кроме этого есть же еще СПДС - если эти стандарты включать в курс - часов не хватит, если написать в рекомендуемую литературу - какой студент будет это читать?
Ну да лирика это, подожду варианта на родном для меня языке.
Согласен на все 100%.
Поп оводу ГОСТов, 21-я, 34-я ... да и большинстов межгосударственных стандартов ГОСТ работают и у нас. В этой области кроме "терминов" тоесть "определений" мало чего поменялось.
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

BigDog писал(а): И это..в Додадки может не курсовик, а реальное нормальное ТЗ приложить?
Давайте свои варианты ТЗ. Конечно придется их привести к пищевому производству, и форматнуть к требованиям по курсовому.

ru_rs
осмотрелся
осмотрелся
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 22 янв 2010, 17:32
Имя: Sergey Yakushenko
Страна: RU
город/регион: Moscow

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение ru_rs »

ну российские тоже сплошь и рядом пишут в ПАЗе процентов 60 сигналов от общего количества
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

На счет ТЗ: в книге Фёдорова, пример "без примера". А другие варианты в свободном доступе не нашел, а если нашел - то упрощенные до минимума.
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

BigDog писал(а): Гм. Как пищевку с нефтегазом скрестить- я пока плохо понимаю..
Так и не нужно. Чем больше примеров - тем лучше будет делать на их основании свое ТЗ.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

Я более-менее язык понимаю. В целом там все неплохо изложено. Для общего понимания сойдет- остальное частные нюансы.
Так из этих нюансов и получается специалист. Но в общем главное - переведены старые учебники на новый лад - сделано. А то доходило до анекдотов - на схеме автоматизации нарисована технология, а снизу - большой блок с буквами UIRC, в который сводятся все сигналы... Ну а варианты с МЭК, шестиугольниками, квадратами и пр - пусть у Федорова читают.
Другое дело, что как я уже писал, студентов дневного отделения, которые от армии прячутся, читать не заставишь. Вечерники и заушники, которые знают что им надо, обычно умнее, но у тех уже другие проблемы.
Про ТЗ - святая правда. Одно реальное и правильное ТЗ в умелых руках - великая штука. Только ведь и нести такую же рыбу чаще всего будут, тут уж от преподавателя зависит.
Еще - очень сильно качество обучения зависит от лектора, точнее от тех примеров, которые приводятся в подтверждение теории. Ибо абстрактная теория с абстрактным же примером не запомнится. Выход только один - периодически одевайте каску и на объекты :)
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Каски не одеваем, иногда кепки, халаты и бахилы. На объекты ездим, внедряем, запускаем .... редко, но бывает. Хотя помнится кто-то говорил что не стоит этим заниматься преподавателям :-)
Тут другое. В пищевке не нужно проходить по всем инстанциям с проектом, чтоб его утвердили. Все обходится взаимными договрами между заком и исполнителем. Так обычно все и проходит, как получится. А хочется давать как надо. А посмотреть и спросить не у кого, ну равзе что у вас.
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Еще один ньюанс. Это ТЗ и курсовой для специалистов с названием специальности: "Компьютерно-интегрированные процессы и производства". Кроме них випускаюся еще спеицалисты "Автоматизированное управление технологическими процессми".
Чем занимаются вторые, вроде как понятно. Может возникнуть вопрос чем занимаются специалисты по "компьютерно-интегрированным процессам и производствам". Не я придумал эту специальность, я еще был в первом ее выпуске. Думаю в будущем, все вернется к истокам, тоесть к одной специальности. Пока чистые автоматчики занимаются только уровнем АСУТП (класика уровень поля - контролеры - СКАДА/ЧМИ), а "комп-интегр" АСУТП+MES (контролеры-СКАДА/ЧМИ+средства MES). На курсовом они заканчивают только сбором информации для диспетчерского контроля и управления и ведением центрального архива.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

Каски не одеваем, иногда кепки, халаты и бахилы.
Каску тоже иногда надо. Т.е. не готовое производство налаживать, а на стройке послушать монтажников и прорабов по поводу запроектированных кабельных трасс, удобства подключения щитов и т.п., чтоб понять как нельзя проектировать. Хотя бы в порядке шеф-монтажа. Да и слова и фразы иногда интересные можно услышать даже филологам. :)
Что до инстанций - а какие инстанции интересуют? Это экспертиза обычно, там эксперты замечания выдают и дальше проблема проектировщика - либо принять их и исправить документацию, либо обоснованно отослать эксперта к... К нужному параграфу норматива.
А про нормативы мы уже говорили.
Намного большая проблема протащить проект через службы заказчика, особенно если в тех сидят бывшие подрядчики, которые по себе знают как обычно проектируют и как должно быть :)
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Мы обычно сами все делаем: и проект, и программы и монтаж (ладно, тут шефмонтаж) и наладку. Пищевые заводы как правило небольшие, да ислужб там - главный инженер, главный технолог, главный электрик и начальник КИПиА. Как правило все решает первый из них. Ладно, это все лирика...
Надеюсь, когда появится перевод, поговорим более по существу...
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

san, не в языке дело. Да и довелось мне встречаться с девушкой, которая имела российское и польское гражданства. Если уж я ее польских подружек научился понимать, то с методичкой на украинском о понятных вещах тем более разберусь :D
Просто не знаю какова цель этой методички, научить проектировать или научить делать курсовик - объем-то в разы отличается и работы и самого пособия.
Поэтому немного о сути.
Не знаю, действует ли у вас ценник 97г, но слова "кошторис" я в методичке не увидел. А меж тем очень многие требуют именно смету на проект. С нее по идее, все должно начинаться - объем сигналов, коэффициенты на одинаковые объекты, индексы.
Подробно может и не стоит об этом писать, но пару-тройку абзацев можно уделить.
Тут еще момент - в ценнике есть договорной понижающий коэффициент на объем документов, а полного перечня документов проекта в методе тоже нет. И принципа комплектования альбомов, а за это нормоконтроль часто гоняет, да и экспертиза тоже. Нет возможности описать - хотя бы ссылки дайте, кто ищет - тому легче найти будет. Равно как и ссылку на стандарты по оформлению документов. У вас оно, конечно может быть проблемой, из-за отсутствия литературы на державной мове, но оставлять совсем за кадром тоже как-то...
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Никита писал(а): Просто не знаю какова цель этой методички, научить проектировать или научить делать курсовик - объем-то в разы отличается и работы и самого пособия.
Цель - помочь в написании курсовика. Цель курсовика - пройти большинство стадий проектирования, желательно всюду понемногу. Объем большим быть не может.
Никита писал(а): Не знаю, действует ли у вас ценник 97г, но слова "кошторис" я в методичке не увидел. А меж тем очень многие требуют именно смету на проект. С нее по идее, все должно начинаться - объем сигналов, коэффициенты на одинаковые объекты, индексы. Подробно может и не стоит об этом писать, но пару-тройку абзацев можно уделить.
Это вопрос у меня в полном пробеле. Учту на будущее.
Никита писал(а): Тут еще момент - в ценнике есть договорной понижающий коэффициент на объем документов, а полного перечня документов проекта в методе тоже нет.

В ТЗ есть пункт 8. Требования к документированию. Это не то?
"ВИМОГИ ДО ДОКУМЕНТУВАННЯ" Таблиця Т9. Комплектність проектної документації.
Никита писал(а):И принципа комплектования альбомов, а за это нормоконтроль часто гоняет, да и экспертиза тоже. Нет возможности описать - хотя бы ссылки дайте, кто ищет - тому легче найти будет. ...
Дайте пару ссылок. Вы когда-то мне уже одну полезную кинули. Я б еще не отказался. :-)
Никита писал(а):Равно как и ссылку на стандарты по оформлению документов. У вас оно, конечно может быть проблемой, из-за отсутствия литературы на державной мове, но оставлять совсем за кадром тоже как-то...
В таблице Т9 в ТЗ есть ссылки. У нас нет требований на обязательные украиноязычные ссылки. Одинаково можно ссылатся на русскоязычные ссылки и даже англоязычные. Я ароде как практически только на них ссылался.
Спасибо за полезные советы. Завелась машинка !
:thankyou:
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

Цель - помочь в написании курсовика. Цель курсовика - пройти большинство стадий проектирования, желательно всюду понемногу. Объем большим быть не может.
Методичка должна быть методичкой. Чтоб "методичка есть - щас докурю и пойду сдавать" :) Все в ней описать не получиться.
Вариантов немного - или давать совсем примитивную систему но со всеми документами или сокращать объем документации.
Это вопрос у меня в полном пробеле. Учту на будущее.
Ну тут уж сами, ибо я в принципах ценообразования в Украине вообще не разбираюсь:)
В ТЗ есть пункт 8. Требования к документированию. Это не то? "ВИМОГИ ДО ДОКУМЕНТУВАННЯ" Таблиця Т9. Комплектність проектної документації.
Тут перекликается с п.1. Состав документов есть в ГОСТ 21.408, ГОСТ 34.201, у Клюева и у Федорова. Надо как-то это все компилировать в необходимый для студентов объем со сцылкой на полный перечень. И не забудьте про конструкторскую на нетиповые изделия - в основном, щиты и шкафы - тут действует ЕСКД. И, кстати, в смету на проект разработка КД тоже включаются.
По комплектованию и оформлению - РМ4-59-95 к 408-му ГОСТу.
Ну а вообще - неплохо бы клюева и Федорова на украинском издать :crazy0to:
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Никита писал(а): Ну а вообще - неплохо бы клюева и Федорова на украинском издать :crazy0to:
Зачем? Мы и по русский неплохо понимаем. Для меня больше Нестеров котируется, чем Федоров.
Кстати по проектрированию систем автоматизации у нас один профессор пишет книгу. Что там будет - я не знаю. Немного далеко мы друг от друга по идейным соображениям стоим, да и по возрасту. Я для него не авторитет.
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Очередной раз скажу, что курсовой к дисциплине "Проектирование компьютерно-интегрированных систем управления". Больший упор в сторону контроллеров + SCADA + MES. Полевой уровень а также проектирование щитов в курсовом и в дипломном есть у чистых автоматчиков. Может в скорем будущем вернемся к класике, где все будет в комплекте. Пока я читаю только у "компьюьерно-интегрированных". Им естественно это тоже надо, по этой причине он условно состоит из двух частей: АСУТП и КИСУ.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

Очередной раз скажу, что курсовой к дисциплине "Проектирование компьютерно-интегрированных систем управления". Больший упор в сторону контроллеров + SCADA + MES
А тут мы вступаем в область, в которой есть где разгуляться фантазии... В том числе и Вашей. Большая часть нормативки на ПО устарела и требует пересмотра в соответствии с реальностью.
Вот попробуйте в соответствии с советской нормативкой разрисовать на алгоритм FBD-шку регулятора с тремя-четырьмя корректирующими импульсами, каждый из которых еще имеет предварительную обработку... А приходится, особенно в двухстадийке, в стадии ТП.
С архивами проще, но тоже придется додумывать. Да и веселые картинки требуют в проекте... Готовы придумать оформление и взять на себя ответственность? Студенты - они ж в копипастинге великие гуру, потом минимум полгорода по Вашей методичке проекты лепить будет :)
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

А тут мы вступаем в область, в которой есть где разгуляться фантазии... В том числе и Вашей. Большая часть нормативки на ПО устарела и требует пересмотра в соответствии с реальностью.
Вот попробуйте в соответствии с советской нормативкой разрисовать на алгоритм FBD-шку регулятора с тремя-четырьмя корректирующими импульсами, каждый из которых еще имеет предварительную обработку... А приходится, особенно в двухстадийке, в стадии ТП.
С архивами проще, но тоже придется додумывать. Да и веселые картинки требуют в проекте... Готовы придумать оформление и взять на себя ответственность? Студенты - они ж в копипастинге великие гуру, потом минимум полгорода по Вашей методичке проекты лепить будет
Так уж придумал уже. Так в методичке на курсовой - рис.3, рис.4, конечно старался привести к существующим примерам, но все же какие-то все-равно оригинальные получились. Стандартов та на выплонение функциональных схем вроде как нету, так в общих словах.
Раздел 6.9 полностью (Схема сетевых информационных потоков), и рис.16 в качестве примера, - полная отсебятина. Тут меня можно убивать по полной программе. Хотя опять же таки в стандртах нет четкой формы представления информационного обеспечения, только тербования к содержанию. В связи с этим в ТЗ в таблице Т9 два пункта 3.1 и 3.2, на выбор студента.
Інформаційне забезпечення КІСУ рекомендується оформляти у вигляді схеми мережних інформаційних потоків, згідно [9.6] (див. Джерела розробки даного ТЗ). Даний розділ дозволяється оформляти у вигляді таблиць або інших креслень, які розкривають зміст інформаційного забезпечення КІСУ згідно РД 50-34.698-90.
Информационное обеспечение КИСУ рекомендуется оформлять в виде схем информационных потоков, согласно [9.6] (см.Источники разработки даного ТЗ). Даный раздел разрешается оформлять в виде таблиц или других черетежей (надо исправить на схем), раскрывающих содержание информационного обеспечения КИСУ согласно РД 50-34.698-90.
Студентам я неоднократно говорю - схема не является стандартной. Мало того, многие мои коллеги неоднократно говорили о том, что эта схема от лукавого и надо от нее отказаться. Кроме наглядности, еще один аргумент в пользу этой схемы - это контроль студента на предмет знаний приницпов функционирования сетевого взаимодействия.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

Ну по схемам функциональной структуры - примерно так и делали, если очень надо было. Если не очень - всеми правдами и неправдами пытались этот документ не делать вообще, ибо в реальности им и пользоваться неудобно и проку от него обычно мало, потому как никому не нужен. Монтажникам - и надалчикам совсем, программистам - так они его сами и разрабатывают, и так вспомнят что где, эксплуатации - так он в ТП, им не попадает. Только если кому умному в процессе хождения бумаг..
Я, собственно имел в виду именно блок-схемы алгоритмов. Рисовать их по ГОСТ 19.002-80 - муторно и незачем, частично можно конечно использовать для общего алгоритма работы. А вот те же алгоритмы регулирования - тут каждый рисует как он хочет... Было время - заказчики и трейсмодовские FBDшки принимали распечатанные.
Про эргономику и разработку ЧМИ в методичке писать не будете?
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Автор темы
san
преподаватель
преподаватель
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 01 сен 2008, 18:32
Имя: Пупена Александр
Страна: Украина
город/регион: Киев
Поблагодарили: 6 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение san »

Никита писал(а):Про эргономику и разработку ЧМИ в методичке писать не будете?
О ЧМИ будет в новой методичке к дипломному. Это задача на ближайшее будущее (диплом не за горами). Обычно оно сводилось к переченю мнемосхем с их хараткеристиками, перечню переменных SCADA (типа массива данных), видеокадров дисплейных мнемосхем.
Вобще для этого есть отдельный курсовой на 4-м курсе в дисицплине "Человеко-машинный интерфейс" (название не очень удачное, так как там в основном СКАДы даем). Где то в том виде он должен лечь в дипломный проект как для автоматчиков так и для "комп-интегрир".
Эргономика вобще весчь тяжелая. Кто бы примерчиком снабдил. Раздел ТЗ пустует, и я понятия не имею, что туда писать.
Аватара пользователя

Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

Re: Рецензия на метод. рекомендации по проектированию АС

Сообщение Никита »

Тогда, наверное имеет смысл и экономику туда же. А то такую чушь несут в этом разделе - вплоть до подсчета стоимости бумаги и чернил на печать дипломного проекта. А нормально оценить свой труд не в состоянии...
А вот для КИСУшников - софту надо бы больше все-таки внимания уделять...
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Ответить

Вернуться в «Литература»