1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Модератор: Глоб.модераторы

Ответить

Автор темы
hardwareprojectspro
авторитет
авторитет
Сообщения: 803
Зарегистрирован: 14 дек 2012, 18:53
Имя: Александр
Благодарил (а): 259 раз
Поблагодарили: 11 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение hardwareprojectspro »

Приветствую,
есть гибкая шина 10x15,5x0,8 (Rittal 3569.005), ширина шины 15,5mm.
Есть вводной автомат с подшинками под подключение M10.
Вопрос как Вы думаете "можно ли " для гибкой шины шириной 15,5mm использовать болт для подключения M10?
Не слишком ли большое отверстие для такой шины?

Регламентрируется ли такие вещи?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Бондарев Михаил
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1075
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 23:23
Имя: Бондарев Михаил Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Магнитогорск
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 20 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Бондарев Михаил »

Механических нагрузок в нормальном режиме там все равно нет.
А остальное вы узнаете на испытаниях МТЗ (шутка)

Изображение

Автор темы
hardwareprojectspro
авторитет
авторитет
Сообщения: 803
Зарегистрирован: 14 дек 2012, 18:53
Имя: Александр
Благодарил (а): 259 раз
Поблагодарили: 11 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение hardwareprojectspro »

Спросил у rittal их рекомендации,
так ответ меня поразил - для ширины шины 15мм диаметр отверстия 6.6мм (получается даже M8 нельзя (или не рекомендуется) использовать), а я планирую M10.
Изображение
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 14:33 "можно ли " для гибкой шины шириной 15,5mm использовать болт для подключения M10?
Не слишком ли большое отверстие для такой шины?
Дело не в болте, а в площади контакта. Отверстие уменьшило сечение, но болт его заменил (как Александр Матросов). Шайбу побольше поставьте под болт (не меньше ширины шины).

А вообще - Посмотрите-ка Ритталовские каталоги. Не рекомендуют ли они зажимать их не просто болтом, а скобой чтобы со всех сторон шину "обнять"? Под простым болтом она может деформироваться и лопнуть со временем. Риттал - серьезная контора, должны быть на этот счёт указания.
hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 14:33Регламентрируется ли такие вещи?
Регламентируется сопротивление контакта. Микроомметром его замеряете, потом по закону Ома считаете потерю мощности на нём - это будет нагрев. Дальше считаете тепловой баланс, если он в порядке - не о чем беспокоиться, кроме механической прочности, о которой я написал выше.

Отправлено спустя 1 минуту 34 секунды:
hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 16:34 Спросил у rittal их рекомендации,
так ответ меня поразил - для ширины шины 15мм диаметр отверстия 6.6мм
Какой шины? обычной или гибкой? Это важно.

Отправлено спустя 38 секунд:
hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 16:34 а я планирую M10.
Значит не планируйте, если так.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Автор темы
hardwareprojectspro
авторитет
авторитет
Сообщения: 803
Зарегистрирован: 14 дек 2012, 18:53
Имя: Александр
Благодарил (а): 259 раз
Поблагодарили: 11 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение hardwareprojectspro »

Jackson писал(а): 24 сен 2024, 17:17 Какой шины? обычной или гибкой? Это важно.
Речь идет о гибкой шине.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 18:20 Речь идет о гибкой шине.
Это я понимаю. А таблица про диаметр отверстия - она про шины вообще или именно про гибкие? В явном виде как сказано что она именно про гибкие шины?
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 14:33 Регламентрируется ли такие вещи?
Вообще, интересно. У шин есть ещё и динамическая стойкость к токам КЗ. И у Риттала того же есть рекомендации для соблюдения этого. Но нигде - я специально смотрел - нигде никак не фокусируется внимание на точках соединения шин с выключателями. Шины с шинами - всё понятно, там не меняется сечение и профиль и материал. А вот под этими болтами да для гибкой шины - как оно обеспечивается? Гибкая шина - сэндвич тонких пластин. Она подвижна, потому и гибкая. При КЗ её "дёрнет", а за счёт того что она гибкая - она же деформируется, и "дёрнуть" может мощно. И вот в этот момент - я считаю - есть повышенный риск порвать под болтом часть пластин из сэндвича.
Иное КЗ - страшная штука, и монолитные шины ломает, кабели в узлы завязываются.

Я считаю что надо внимательно рыть ритталовские каталоги в поисках способов зажима этих шин. Должен быть особый зажим или особые требования. Мне так кажется.

Можно ещё каталоги Sarel и Prisma (Это Шнайдер) пошерстить - у них тоже гибкие шины есть.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Ryzhij
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 5790
Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
Страна: Россия
город/регион: Рязань
Благодарил (а): 673 раза
Поблагодарили: 841 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Ryzhij »

Jackson писал(а): 24 сен 2024, 17:17 Посмотрите-ка Ритталовские каталоги. Не рекомендуют ли они зажимать их не просто болтом, а скобой чтобы со всех сторон шину "обнять"? Под простым болтом она может деформироваться и лопнуть со временем.
Даже DKC для подключения гибких шин применяет зажимы
https://www.dkc.ru/ru/catalog/1916/
Встречал решения со спеканием концов шины ультразвуком и прошивкой уже монолитного участка, но и тут есть сомнения в прочности на границе спекания.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

Ryzhij писал(а): 25 сен 2024, 10:54 Даже DKC для подключения гибких шин применяет зажимы
ДКС ничего сам не изобретает - все решения он "тырит у старших". Значит и у старших автор найдёт подобное решение. Если будет искать, конечно. :) Направление дано.

Как идея - можно не болтом шину крепить, а использовать наконечник к автомату для зажима кабеля (или не использовать никаких переходных пластин совсем - на фото явно переходные пластины, вставленные в автомат, доп.принадлежность к автомату), если шина в него влезет по ширине без деформации. Тогда весь сэндвич зажмётся по большой площади, и с контактом порядок и с динамической стойкостью.

Но решение лучше конечно штатное, а идея - это так, фантазия.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Бондарев Михаил
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1075
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 23:23
Имя: Бондарев Михаил Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Магнитогорск
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 20 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Бондарев Михаил »

Jackson писал(а): 25 сен 2024, 07:53 У шин есть ещё и динамическая стойкость к токам КЗ.
я поэтому про МТЗ и написал. Практика - критерий истины)
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

Бондарев Михаил писал(а): 25 сен 2024, 14:06 я поэтому про МТЗ и написал.
Верно. Но я всё равно уточнил. МТЗ - хорошо. Должна быть конечно. А что такое КЗ? Что такое "динамическая стойкость к ТКЗ"? Упомянутые мной разрушения производит не отключаемый установившийся ток КЗ (который и отключит МТЗ), а ударный, первые пара периодов всё решают. МТЗ так быстро не работает физически. Физика процесса КЗ в сетях переменного тока в интернете описана, не буду приводить (кто не найдёт - спрашивайте).
Неспроста динамическую стойкость к ТКЗ считают и по ударному току и по отключаемому, а термическую - только по отключаемому, ударный существует так мало времени, что на термический эффект влияния он практически не оказывает.
Динамическая стойкость - это механическая прочность, не сломается ли. Термическая - это нагрев, не расплавится ли провод.
[+]
Мой коллега по аспирантуре придумал, как ловить КЗ ещё до того, как ток превысит номинальный, и даже сделал опытный образец, он работал. Но внедрения мы так и не увидели - в БАНе так и пылится его диссертация, а сам он - к.т.н. - на биржу торговать ушёл, времена голодные были.
Отправлено спустя 5 минут 9 секунд:
Бондарев Михаил писал(а): 25 сен 2024, 14:06 Практика - критерий истины
Именно. Мне посчастливилось на конкретном изделии делать расчёты и на динамическую стойкость, и на термическую, а потом и натурные испытания проводить на том же самом изделии которое считал. Очень познавательно.
[+]
На том изделии даже умудрились шины "бантиком" завязать - не в результате КЗ, а намеренно так изготовили, с умыслом, и проверяли - выдержат ли они.
На других - только последствия видел: видео как кабели подпрыгивают и людей сносят, и сваренные/сломанные шины.

Так вот - не советую я никому такой практики, чтоб кабели прыгали и шины кусками сваривались - потом их только распилить и на лом сдать. Об этом и речь веду так серьезно.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Автор темы
hardwareprojectspro
авторитет
авторитет
Сообщения: 803
Зарегистрирован: 14 дек 2012, 18:53
Имя: Александр
Благодарил (а): 259 раз
Поблагодарили: 11 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение hardwareprojectspro »

Как думаете если есть отверстие в шине диаметром М10, для кремлепления гибкой шины я могу использовать болт M6?
Если сделать затяжку как нужно по идее люфта не будет?
Изображение
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

hardwareprojectspro писал(а): 25 сен 2024, 15:47 Как думаете если есть отверстие в шине диаметром М10, для кремлепления гибкой шины я могу использовать болт M6?
Можете конечно (кто ж Вам запретит?). Но это плохо. Если отверстие под 10 - так и болт уже нужен 10. Диаметр-то указали не ради ограничения болта, а ради ограничения как раз отверстия.
То есть, уже просверлили? А мы про спец.зажимы тут рассказываем зачем-то....

Картинки у меня не открываются. Выше давали таблицы диаметров болтов. А там разве нет допусков по диаметрам отверстий?
От Ритталовских рекомендаций я бы не отступал.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.

Бондарев Михаил
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1075
Зарегистрирован: 25 июл 2008, 23:23
Имя: Бондарев Михаил Владимирович
Страна: Россия
город/регион: Магнитогорск
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 20 раз

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Бондарев Михаил »

hardwareprojectspro писал(а): 25 сен 2024, 15:47 я могу использовать болт M6
ну физически он туда пролезет точно, только зачем и почему М6 ? Люфта может и не будет, и шайба станет гровером... НО прочитайте внимательно что написано сообщением выше - там оооочень серьезные ньюансы... вы хотите проверять прочтность болта м6 на осевой разрыв?
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

Бондарев Михаил писал(а): 25 сен 2024, 16:01 вы хотите проверять прочтность болта м6 на осевой разрыв?
Я думаю, пусть уже вкручивает болт 10, шаибы потолще и пошире (во всю ширину шины), просто подкрепления шин я бы сделал в два раза чаще, чем Риттал рекомендует - и всё нормально будет. По виду ток там вроде небольшой - номинальный, а какой ТКЗ мы не знаем. Авось нормально будет. Но именно Авось. Остальное посчитать надо, но я явно считать не буду.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

kirillio
И жнец, и чтец...
И жнец, и чтец...
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: 26 май 2022, 09:48
Имя: Кирилл
Страна: РФ
город/регион: Москва
Благодарил (а): 411 раз
Поблагодарили: 353 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение kirillio »

hardwareprojectspro писал(а): 24 сен 2024, 14:33 Вопрос как Вы думаете "можно ли " для гибкой шины шириной 15,5mm использовать болт для подключения M10?
Это херовая затея. Ибо...
Толще не значит лучше.jpg
Предстоит обстоятельно пересчитать эффективную площадь контакта и площадь сечения.
Рекомендую прислушаться к совету DKС и не "заплывать за буйки" рекомендованных диаметров; но если очень приспичило то послушать Ryzhij'го - использовать соединители для гибких шин.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Зри в корень!
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18758
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1854 раза

Гибкая шина - максимальный диаметр отверстия?

Сообщение Jackson »

kirillio писал(а): 26 сен 2024, 18:49 Предстоит обстоятельно пересчитать эффективную площадь контакта и площадь сечения.
Можно даже не пересчитывать. После сборки контакт будет в порядке и все измерения это подтвердят, но со временем он гарантированно ухудшится потому что шины гибкие. При плохом стечении обстоятельств может закончиться пожаром.

Улучшить ситуацию может жесткая толстая шайба в виде пластины, площадью не меньше чем площадь контактной пластины на автомате - она прижмёт шину по всей площади. Но её изготавливать надо. Фактически колхозим тот же фирменный зажим. Проще было купить штатный зажим для таких шин и не заниматься этим рукоделием.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Ответить

Вернуться в «Электротехника, энергетика и электропривод»