1. Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
  2. Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
  3. Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
  4. За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
  5. Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
  6. Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
  7. Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Модератор: Глоб.модераторы

Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

kirillio писал(а): 20 авг 2024, 23:47 уже о частотниках, без которых вентустановок я уже не могу припомнить
А они ничего не меняют в плане работоспособности. Или не пустится напрямую двигатель, или частотник уйдет в ошибку, либо по входному, либо по напряжению в звене постоянного тока.
kirillio писал(а): 20 авг 2024, 23:47 РКФ + контактор на вводе в шкаф способны затащить вопрос без всяких огородов
а где его взять и кому ставить? В договоре вру, у заказчика бюджет выбран. И очень частый вопрос: куда. Вентустановки в забитом щмп - весьма частое явление. Даже ел-11 с пускатели второй-третьей величины могут и не поставиться
kirillio писал(а): 20 авг 2024, 23:47 кроме подачи разной информации неплохо бы дать понимание, а как она такая разная вместе может собраться
А с этим в вузах сложно. Кафедры разные и преподы разные. И у каждого свое. Это в жизни устройство либо работает в целом, либо нет. Хотя, у братьев навек свой подход:
[+]

Задача из китайского экзамена по физике
Вопрос: Медведь упал в яму-ловушку глубиной 19,617 метров. Время его падения составило 2 секунды. Какого цвета был медведь?
А. Белый (полярный медведь)
B. Бурый
C. Чёрный
D. Чёрно-коричневый (малайский медведь)
E. Серый (гризли)

Решение: Используя формулу S = gt2/2, вычисляем, что g = 9,8085 м/с2 (ускорение свободного падения). Многие подумают, что это ускорение силы тяжести на полюсах. Они ошибутся, т.к. g на Северном полюсе равно 9,832, что больше значения, которое мы получили. А на экваторе g равняется 9,780. Посмотрев на таблицу значений, мы видим, что нужного ускорения можно достичь на 44° широты. Т.к. в Южном полушарии на данной параллели медведей нет, то место обитания нужных нам медведей находится на 44° северной широты. В задаче сказано, что медведь упал в яму-ловушку, а это означает, что яма была достаточно большая, чтобы вместить его. На суше обитает не так много животных больше медведя, значит, данная ловушка была сделана специально для медведей. Вдобавок, т.к. ловушка была на земле, мы можем быть уверены, что это сухопутный медведь, т.к. большинство особей сухопутных медведей имеют плохое зрение, поэтому хуже различают ловушки. В таком случае только варианты B и C могут быть верными. Яму глубиной 19,617 метров можно легко вырыть только в мягкой почве. Бурые медведи обычно обитают на возвышенностях и в горных лесах. Они свирепые животные, и риск охоты на них — велик. Но ценятся они меньше, чем чёрные медведи. Так для получения медвежьих лап и желчи используются в основном чёрные медведи. Т.к. ареал обитания этих двух видов не совпадает, то можем заключить, что правильный вариант C.
Ryzhij писал(а): 21 авг 2024, 09:21 пробой одного из ТЭНов
Мы вроде с этого и начинали - пробой тэнов, приводящий к отключению. Пофазному или полному. Да, соглашусь, установленные в правильном месте дифавтоматы на насосы влиять не должны. Но не факт, что так будет. Потому как котельную проектируют одни люди, а распредсеть - другие. И котельщики про дифавтоматы редко думают. Запросто могут оказаться у электриков в рщ на общем фидере котельной. И ещё момент - питание собственных нужд котла. Тоже есть шанс (1 к 3, а то и 2 к 3) потерять...
Ryzhij писал(а): 21 авг 2024, 09:21 Я не понял про "поперечную", это что
Это издержки профессии, не обращайте внимания. Термин из релейной защиты средне- и высоковольтного оборудования. Суть та же, что и у дифавтомата.
Ryzhij писал(а): 21 авг 2024, 09:21 А подключить каждый ТЭН, к своему диф.аппарату защиты возможно и в треугольнике
возможно, но секас ещё тот. в этом конкретном случае физически надо разбирать котел и лезть к тэнам в разрыв, после штатной трёх проводной автоматики. А были на моей памяти агрегаты, в которых внутри набраны трехфазные группы 1-2-4...64кВт. и внутри дифов столько не поставишь, и наружу не вытащить
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 22 авг 2024, 13:23 а где его взять и кому ставить? В договоре вру, у заказчика бюджет выбран. И очень частый вопрос: куда.
Это уже технические вопросы. Реализовать можно. Способов куча. А сложности будут всегда, без них не бывает. Любое действие - это сложности. Просто только на диване в потолок плевать (и то уметь надо).
Никита писал(а): 22 авг 2024, 13:23 А с этим в вузах сложно. Кафедры разные и преподы разные. И у каждого свое. Это в жизни устройство либо работает в целом, либо нет.
Вот и я о том же. А в реальности такое редко бывает.
[+]
Не знаю, откуда, но у меня как-то само собой появилась привычка при рисовании схем: на лист поставил устройство с выводами, рядом поставил второе, соединил вывод одного с выводом другого как положено - и сразу стоп, задаю себе вопрос: "а что будет, если этот провод порвётся или замкнёт на корпус?"И так с каждым устройством, с каждым проводом. В текстовых документах то же самое: написал предложение, прочитал, попытался понять смысл заново, переписал. Потом также абзац. Потом главу - только потом на выходе документ. Потому что есть требование устойчивости к одиночному отказу (одиночный отказ не должен влиять на работу установки в целом). Бывает, по 10 раз один провод переделывается. Но зато вроде работает надёжно (обратной связи о катастрофических отказах и матюгов с мест не поступает, но поступают вопросы по эксплуатации - значит изделие работает).

Видимо от того появилась, что был такой личный опыт по молодости ещё на 5 курсе: сначала корректировал чужую схему для парохода, а потом ещё полгода по этому же пароходу ползал собственноручно и собственноножно, стёр ноги, сбил руки и колени (потому что пришлось в такие места залезать о существовании которых не всякий корабел даже догадывается), и на испытания потом ходил на нём же - видел к чему приводит каждый не обнаруженный и не устранённый вовремя косяк - в глобальном смысле. Например когда неправильно выбрали и подключили тепловуху в пускатель, а это был привод лебёдки подьёма/опускания устройства забора проб грунта (тяжеленный такой черпак, ещё и с телекамерами и фонарями чтобы грунт на дне осматривать), и эта лебёдка отказала в момент когда черпак был у дна - ох что было... Дело на рейде, глубина меняется при движении, погода неспокойная, кэп орёт что он не может судно на точке держать, стармех орёт на кэпа чтобы держал или угробим всю аппаратуру и конец всему проекту, параллельно орёт на электриков и своих механиков чтобы хоть вручную этот черпак выбрали, волочь этот черпак по дну значит угробить все телекамеры на нём, а они дорогущие, на рейде надо маневрировать а у нас якорь такой который не выбрать, эти науч.работники ещё орут "не угробьте нам наше всё", а им в ответ орут "да нам пофиг до вашего всего когда нас на камни из-за этого несёт, сейчас обрубим и бросим (и ведь реально опасно целое судно угробить)".... Жуть короче. Потому что и схему лебёдки сделали на отстань, и собрали на соплях, и не проверили перед отходом - все накосячили.
Так вот сначала такой опыт, а уже потом я пришёл в морское КБ где стал сразу инженером 1 категории. Ну и до этого большой опыт под парусами - там вообще яхта настолько крепка, насколько хорошо ты её в эллинге ремонтировал, а в ураган попасть и ещё аварий в нём поиметь - это, знаете ли, не для слабонервных, были все шансы и погибнуть не раз, реально вывозил каждый шуруп который ты вкрутил и каждая доска которую ты ставил.

Не всем же так везёт в жизни. Но хотя бы подобное мышление можно было бы привить (хоть попытаться), если в универе рассматривать двигатель насоса скажем не просто как источник крутящего момента и нагрузку на валу, а ещё и вместе с электростанцией которая его питает и вместе с трубой, в которую он качает. Причём у нас в вузе была шикарнейшая лаборатория по гидродинамике - целое здание в 3 этажа, но мы отдельно изучали сначала электродвигатель, потом насос, потом как вода течёт, потом сопромат со всякими эпюрами, и всё. А вместе всё это в ВУЗе ни разу не собралось - вот что обидно.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Никита писал(а): 22 авг 2024, 13:23 Это уже технические вопросы. Реализовать можно. Способов куча.
не, то что можно, никто и не спорит. Вопрос в том, надо ли. В данном конкретном случае (котельная) нет смысла городить отдельно защиту от обрыва, ибо насосы встанут в любом случае и можно не заморачиваться и гасить все фазы разом. Очевидно, есть моменты, когда есть смысл сохранять две фазы на тэнах. Видел даже решения на насосах с конденсаторными двигателями и реле выбора фазы. Иногда просто подумать достаточно, чтоб не делать лишнего)
Jackson писал(а): 22 авг 2024, 15:41 А в реальности такое редко бывает.
У нас на кафедре электрооборудования как раз один из преподов любил так развлекаться на защите лаб: достать схему какого-нить навороченного привода, ткнуть карандашом в случайную линию - обрыв вот этой цепи, как поведет себя привод, как будут выглядеть характеристики? И потом, вместе с курсантом, пытались разобраться и ответить..
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 22 авг 2024, 16:15 У нас на кафедре электрооборудования как раз один из преподов любил так развлекаться на защите лаб: достать схему какого-нить навороченного привода, ткнуть карандашом в случайную линию - обрыв вот этой цепи, как поведет себя привод, как будут выглядеть характеристики? И потом, вместе с курсантом, пытались разобраться и ответить..
У нас также. А потом ещё и на практике: стоял натурный ГРЩ с генераторами, в перерыве препод выкручивал и глушил один провод, или перемычку ставил, а потом говорил "найдите неисправность".
Но это только электрика. А она не сама по себе и для себя существует. К примеру, самая частая проблема и вопрос: "у меня генераторы плохо делят мощность - что в регуляторе поправить?" - самый частый ответ оказывается "оставьте в покое регуляторы и сделайте ТО дизелю, у него фильтры забиты или в тягах люфты". А кто сразу лезет регуляторы настраивать - настраивает их в итоге до полностью непригодного состояния. Это вечная война механиков с электриками, и доказать механику что проблема у него - бывает проблематично против железобетонного аргумента "ты топливо не трожь, по топливу ток не течёт" - нет у него в голове связи между топливом из танка и электричеством на шинах. И так везде без исключения.
[+] эпичный случай был и может уже рассказывал
в ТЗ на генератор сказано "защита ДГ от низкого напряжения с воздействием на отключение выключателя генератора, уставка XX процентов, выдержка времени 0 секунд". У того, кто это писал, вообще нет понимания того, что генератору вообще-то пофиг какое он выдаёт напряжение, ему как раз чем меньше тем лучше (любой же хочет поменьше работать). А защищаем от низкого напряжения мы не генератор, а все потребители на шинах. О них и думать надо. Генератор же напряжение не для себя любимого вырабатывает - лично он без напряжения прекрасно обойдётся. То есть генератор со всеми своими защитами сам по себе, а энергия по объекту - это другое, тут понимать надо. Целым отделом ему объясняли до хрипоты, что напряжение на шинах общее, и сработает эта защита на всех генераторах, они все отключатся и мы получим полностью обесточенный объект. В ответ - железный аргумент: "раз на первом ДГ защита сработает - он путь и отключается, остальные-то тут причём?". Так и не убедили. Фиг с тобой, сделали, отправили. А это боевой корабль. И как только вооруженцы поворачивают пушку или люк шахты открывают, или кэп якорь выбирает - от привода просаживается напряжение и весь корабль тёмный в заблокированном состоянии этих башен и люков, и якорь не выбрать - хоть руби якорьцепь. В итоге тот же умник внёс предложение ввести уставку времени, но причину так кажется и не понял, потому что его дело генераторы, дальше автомата связи не прослеживается. А может и придумал не сам а подсказали.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Jackson писал(а): 22 авг 2024, 16:51 в перерыве препод выкручивал и глушил один провод, или перемычку ставил, а потом говорил "найдите неисправность"
Не, у нас для этого "кодовый замок" был. Вторичные цепи схемы были выведены на три пакетника, позиций по восемь в каждом. И ими можно было в схему ввести неисправности, не трогая железо. А вот устранять - да, уже перемычками... Но то не ГРЩ был, а какой-то хитрый привод, не то брашпиля, не то ваерной лебедки, в общем чего-то мощного и достаточно сложного.
Jackson писал(а): 22 авг 2024, 16:51 нет у него в голове связи между топливом из танка и электричеством на шинах. И так везде без исключения.
Это еще куда ни шло. Как-то "менеджмент"на полном серьезе обсуждал вариант: передать подрядчикам на баланс все КТП, от которых их оборудование питается и отключить эти КТП от общей сети. На вопрос "а как работать будет" - ткнули пальцем в окно: вот ДГУ же по такой схеме работают...
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 22 авг 2024, 19:31 Не, у нас для этого "кодовый замок" был. Вторичные цепи схемы были выведены на три пакетника, позиций по восемь в каждом. И ими можно было в схему ввести неисправности, не трогая железо.
Это неспортивно. Сразу понятно куда копать. К тому же в реальности такого точно не бывает и никто не столкнётся. Столкнутся с реальным монтажом - в нём и надо копаться. Не зря космонавтов тренируют на полном дубликате станции, подобных переключателей там нет даже на пульте управления стендом.

А дальше препод смотрит (и я потом смотрел как препод), кто как копается. Кто бездумно перебирает всё подряд, кто лопатит схему, а кто физику процесса пытается понять. И пожёстче, потому что тут ещё теплица, а в реальности свет вырубится, может и зальёт и задымится, и пол с потолком местами может поменяются, и вокруг ещё орать будут (это как раз легко сымитировать - от компа звук и пару мигалок в лаборатории поставить, и свет вырубить).
[+]
Это я конечно очень глубоко загибаю, но КИПовец водоканала или ТЭКа мог предположить, что то чему его учили, он будет делать под миномётным обстрелом, когда гибнут его товарищи на его глазах, и от того что он делает зависит судьба и ещё пары тысяч человек? А это реальность сегодня, тут на форуме есть такие КИПовцы. Кто знает, куда кого забросит и каким раком жизнь поставит? Недавний опыт показывает, что вообще нет ничего невозможного, и даже такой бред как я выше написал - стал реальностью. К сожалению, надо быть готовым и к этому. Даже без войны - аварии на ЯЭУ, ТЭЦ, ГЭС устранялись и предотвращались катастрофы только за счёт таких навыков, одной отваги тут, к сожалению, недостаточно. Да банально посёлок заморозить со всем населением - реальность в нашей стране. Те же неисправности, провод где-то порвался, но добавьте к этому ещё мороз -40 и станет значительно интереснее.
Никита писал(а): 22 авг 2024, 19:31 Это еще куда ни шло.
Как сказать.... Бывает всякое. "Двигатель: стой, раз, два!" - такое тоже бывало. Потом всем пароходом этот двигатель два дня перебирали от такой остановки.
"На свете есть две вещи бесконечно необъятные и непостижимые: вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт вселенной я не вполне уверен" (с) А. Эйнштейн.

Никогда неисправность не случается одна и сама по себе ради себя. Никогда. И ошибки проектирования никогда не влияют исключительно на этот проект. В противном случае это вовсе не проблема и на неё можно забить. А мы живём в реальном мире где всё со всем взаимосвязано. Вот эту взаимосвязь и очень хочется видеть в ВУЗах, чтобы её давали. Мне повезло, нашлись хорошие люди которые мне помогли это понять. Но так везёт не всем. От того и имеем те проблемы что имеем, и в закупках и в нормативах и в технике, как глобально так и локально на каждой установке.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Jackson писал(а): 23 авг 2024, 10:14 Это неспортивно. Сразу понятно куда копать
Не, куда копать как раз непонятно. Потому как во-первых, видны только аппараты и подходящие к ним провода с полустершимися остатками маркировки (ну кроме тех самых пакетников, там по понятным причинам цепи не отмаркированы), весь монтаж недоступен, а во-вторых, стенд был собран в "лучших традициях" мурманских рыбаков - "чтоб до конца рейса проработало". Ну и до кучи прям в стенд аркашка была встроена. Ну а пожестче - пожары на кафедре в среднем раз в три года имели место, фактические)
Jackson писал(а): 23 авг 2024, 10:14 Вот эту взаимосвязь и очень хочется видеть в ВУЗах, чтобы её давали.
Увы, давать уже некому. В обоих смыслах. С одной стороны, на моей выпустившей кафедре ушел на пенсию последний препод, который видел что-то кроме учебников и лабораторий. С другой - у пришедших школьников весьма смутные представления об устройстве мира вообще. Физику сдавать необязательно стало даже будущим морским электромеханикам. Информатики достаточно. А уроков труда, на которых можно было хоть чего-нибудь руками потрогать вообще не стало.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 23 авг 2024, 19:13 Ну а пожестче - пожары на кафедре в среднем раз в три года имели место, фактические
:) Мы специальный пароход жгли, топили и эвакуировались с него. Прямо всё по-настоящему. Но это уже борьба за живучесть.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Jackson писал(а): 23 авг 2024, 21:19
Никита писал(а): 23 авг 2024, 19:13 Ну а пожестче - пожары на кафедре в среднем раз в три года имели место, фактические
:) Мы специальный пароход жгли, топили и эвакуировались с него. Прямо всё по-настоящему. Но это уже борьба за живучесть.
Наши вот тоже чего-то вздумали...
Береговой учебно-тренажерный центр появится в Мурманске
Единственное, не могу понять для чего. После того, как мореходку вывели из-под минрыбхоза и передали под министерство высшего образования, выпуск морских специалистов стал штучным. "Седов", опять же, Калининграду передали.
А тем, кто все-таки выучится, этот тренажер вряд-ли нужен будет. Потому как крупные "флотоводцы" имеют либо свои, либо прикормленные соласовские курсы. Да, со своими учебными пароходами. Пару таких пароходов тут знаю, но говорят их больше.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 25 авг 2024, 14:51 Наши вот тоже чего-то вздумали
Многие вздумали. Нац.проект по развитию судостроения и образования про это.

Отправлено спустя 4 минуты 38 секунд:
Никита писал(а): 25 авг 2024, 14:51 А тем, кто все-таки выучится, этот тренажер вряд-ли нужен будет.
Неправда Ваша. Люди охотно переучиваются. И я знаю где.
Никита писал(а): 25 авг 2024, 14:51Потому как крупные "флотоводцы" имеют либо свои, либо прикормленные соласовские курсы
Сказки это. Свои такие вещи ни один судовладелец не имеет, а соласовские курсы тоже таким оснащением бедны, потому что дорого. Вот завертелся нац.проект - может что-то будет. Когда-нибудь.

Отправлено спустя 34 минуты 3 секунды:
Никита писал(а): 25 авг 2024, 14:51 Да, со своими учебными пароходами. Пару таких пароходов тут знаю, но говорят их больше.
Людей или пароходов? :)

Про парусники молчу - там высокая кухня творится, но это большое море, по простому они не ходят. Хотя, опыт прекрасный (мои коллеги ходили). Чтоб попроще - был такой проект Балтийский-620, с двойной рубкой и учебными помещениями. Остался всего один, и неизвестно, возит ли он курсантов или просто денег зарабатывает, а может стоит где-то и ждёт резака. Потому как рейс с курсантами - хорошо если в нулях по балансу приход/расход. Чаще всё-таки убыток. Судовладельцам такие суда нафиг не нужны. Это в СССР была разнарядка, суда были во владении пароходств с обязанностью брать на борт курсантов. А когда союз кончился - пароходства первые рассыпались, а суда остались сами по себе. ВУЗам их содержание не потянуть. Я ходил на таком - кстати это был последний учебный рейс на нём, после этого он ещё ходил без курсантов, после чего вовсе был на гвозди продан и торжественно разрезан ровно напротив моего же ВУЗа, за которым как бы числился когда-то. Символично.
Одно время на научные суда курсантов брали - коллега на таком на полюс ходил (забыл название, он рядом с конторой недавно стоял). Атомфлот курсантов берёт, но там специфика, после такой практики люди в атомфлоте как правило и остаются. Да и попасть туда очень непросто.

Чтоб пожечь, потопить и с плотами в воде побарахтаться - был в Питере "Учебный-1", но и его утилизировали, а есть ли другие - я не слышал. Что-то должно быть, потому что плав.состав такие курсы обязан проходить регулярно.

У военных что-то есть, но в МО гражданских не пускают никак.

И, самое главное, что это всё - ради плав.состава. Для тех кто на рабочий диплом идёт. А береговым проектировщикам, которые по задумке должны в морские КБ расходиться - у них такого даже в программе на моей памяти никогда не было. Когда-то давно было либо очень условное разделение на КБшников и плав.состав, либо его вовсе не было - и в КБ были очень грамотные люди, которые соли морской поели и понимают что к чему. Но их всё меньше. А с концом союза даже у плав.состава уч.практика много где закончилась, приходили на пароходы зелёные совсем. Что ж о проектировщиках говорить? Огромный провал лет в 30, который в этом году кто-то решил, кажется, разгрести (я очень надеюсь что он правда именно это и решил). Так это только решение - сколько лет ещё пройдёт до хоть какого-то результата, даже если движение начнётся....
[+]
Одно время же до того экономия дошла, что упразднили на судах электромеханика как штатную единицу, а его хозяйство на механиков повесили. В моём ВУЗе даже кафедру судового электрооборудования передали с электротехнического факультета на судомеханический. Но очень быстро на судах электронов вернули обратно, потому что буквально сразу пароходы начали вставать из-за неисправностей в электрохозяйстве, да и механики стали увольняться. А автоматика, кстати, это если не прямое заведование электрона, то его вполне туда привлекают в случае чего.
Очень не хочется выглядеть всёпропальщиком, и очень хочется чтобы дело всё-же сдвинулось куда-то в плюс. Время покажет. Я и хорошие примеры вижу, но их настолько мало по сравнению с остальными... :(

Однако ж больше 10 тяжёлых тренажёров я лично поставил, и помню куда (вся документация лежит), многими пользуются судя по тому что вопросы иногда приходят, и даже что-то ломается изредка (студентоустойчивость не 100% получилась). Всё это - только под какой-то гос.грант, причём такое чувство что часто спонсору было вообще до фени, что за штука - искренне волновались в основном только получатели (преподаватели, зав.кафы, ректоры ВУЗов, которым такой подарок свалился) - тут мы с ними на одном языке говорили: они понимают зачем это надо, мы понимаем потому что сами моряки. Но стОит это всё не 5 копеек... Кто как выкрутится. Знаю одно место где хорошо выкрутились и делали это долго, но и там очень всё непросто.
Кстати, только один тяжёлый тренажёр был поставлен общепромышленного назначения под береговые специальности, да и то случайно как я теперь понимаю (но вроде используется), все остальные - сплошь море. А там своя специфика.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Jackson писал(а): 25 авг 2024, 20:19 Многие вздумали. Нац.проект по развитию судостроения и образования про это.
Как верно отмечено, судостроение и подготовка плавсостава - вещи хоть и связаные, но разные. Вот прям хочется верить, что когда задумывались о судостроении, то сразу задумались и о кадрах для будущих судов, в рамках того же нацпроекта... Но что-то мешает.
Jackson писал(а): 25 авг 2024, 20:19 Сказки это. Свои такие вещи ни один судовладелец не имеет, а соласовские курсы тоже таким оснащением бедны, потому что дорого.
Вот соласовской подготовкой как раз и занимались все, кому не лень. Лет двадцать тому, не знаю как сейчас. Мурманский Тралфлот точно имел УТЦ. Рыбный порт имел, со своим известным в узких кругах УТС "Хабаровск" (вроде тоже утилизировали). У торгового порта, подозреваю, что-то тоже было, но некого спросить.
А самое смешное, что для курсантов как раз комплекс существовал. В границах военно-морской кафедры. С бассейном. Про пожары врать не буду, а ставить раздвижные упоры, накладывать пластыри, забивать пробки и прочее - участвовал сам. Ну, точнее, нам, которые в море не собирались, показали как и дали попробовать. Но для того, чтоб уйти на "Седове" этой подготовки было достаточно. Там же и водолазные погружения отрабатывались. Увы, с проведением реформ в армии, кафедру прикрыли.
Jackson писал(а): 25 авг 2024, 20:19 многими пользуются судя по тому что вопросы иногда приходят, и даже что-то ломается изредка
Ну это уже неплохо. Мне почему-то при слове "тренажер" сразу вспоминается "Гоша", который везде лежит, но почти нигде по назначению не используется.
Главное, чтобы не получилось как обычно - на госгранты закупаются тренажеры, оформляются документы, а потом начинается оказание платных услуг всем желающим, причем тренажёры дорогие, их лучше не трогать...
[+]
Отправили сотрудника на объект в понедельник. Сегодня позвонил отчитаться. Спрашиваю:
- Сам-то как?
- Дерьмово - ни помыться, ни в сортир сходить…
- В смысле?! Там нет сортира?!
- Есть, новенький, только он на замок закрыт и ключа нет ни у кого.
- Это еще почему?
- Не поверите… Чтоб не насрали!!!
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 26 авг 2024, 20:18 Как верно отмечено, судостроение и подготовка плавсостава - вещи хоть и связаные, но разные.
Вот лично я с этим как раз и не согласен. Не совсем. Понятно что у каждого своё дело и в голове всё подряд не уместить, универсальных специалистов не бывает. Но связь должна быть. И почему я так тащу в сторону судостроения, хотя у нас речь про пром.автоматику - потому что пример очень показательный, хорошо демонстрирует последствия. Которые я и наблюдаю повсеместно в своей части пром.автоматики.
В частности, хорошо иметь разделение, когда одни на судах ходят, другие их строят, и первые ничего не знают про то как корабль построен. Когда я был преподом, то были такие группы из реч.училищ, которые уже с опытом, но с элементарными с моей т.зр.вещами были большие проблемы.
Техника усложняется, и обслуживать (чинить) её надо быстро и самостоятельно, на борту. И такие вопросы мне тоже летят, например прямо из середины Атлантики "ребята, у нас сломалось, нам в порт не зайти", и там в лучшем случае есть понимание того как система работает (какие кнопки жать, но даже это далеко не всегда), но при ремонте надо залезть немного глубже, и дистанционно объяснить как система устроена - почти без шансов. А пароход завис тем временем. Нужно понимать обстановку и условия, в которой находятся те люди, и это обуславливает и сам характер разговоров и серьезность проблемы.
При наличии такого образования человек разбирается сам на месте и даже никого не дёргает. И пароход идёт.

Почему кто-то решил, что на берегу на какой-то насосной станции что-то в этой части по-другому? Или на ТЭЦ квартального масштаба. Всё то же самое. В соседнем доме у меня миниТЭЦ на два дома. Что-то случилось, котёл встал, сервисник от производителя заболел, второй в командировке (не одна она сломалась), третий в отпуске - и людям сутки сидеть без тепла, потому что ТЭЦ автоматическая и у оператора по инструкции только одна задача: сообщить домоуправлению и вызвать сервисника, а сам он туда не полезет, даже если просто предохранитель состарился.
Можно сказать "это ведь не самолёт и не судно всё-таки". Добавим условия: на дворе зима и минус 20. Что, замораживать пару кварталов? Так что, можно так сказать или нет? :) Никакой разницы.

На завод напитков я ездил, линия встала из-за контроллера. Местному КИПовцу что контроллер что насос что вентилятор - всё одно. Штатно через сторонние сервисы - реконструкция АСУ небольшая (для замены контроллера), ТЗ, проект, схемы, все дела. А завод стоит, убытки каждый день. Можно завязаться на этот большой круг, а можно починить за два дня, если немножко понимать что такое ПЛК - быть программистом АСУТП для этого совсем не нужно и в код лезть не потребуется, ничего сложного. Так и было починено. Обладал бы местный КИПовец такими пониманиями на элементарном уровне - починил бы даже сам, и паники никакой не было бы.

Было б образование в этой части получше - у работодателя даже вопроса бы не было, брать в штат эникейщика и пусть учится, или инженера. Универсальных не бывает, понятно, но пробелы в знаниях внутри своей узкой области чаще всего из-за того, что все знания по частям, а в одно целое оно стыкуется тогда, когда уже сломалось на объекте, и человек разводит руками потому что ему даже не намекнули, что можно сводить всё к общему знаменателю.

С другой стороны - вот как я, учился на плав.состав, а в итоге стал конструктором и очень неплохим. Почему? Потому что знания плавсостава плюс опыт плавсостава плюс инженерные знания проектировщика, которые мне тоже дали плюс опыт монтажника плюс опыт наладчика и всё это после ВУЗовского диплома сразу в наличии = бесценный инженер, каких поискать (извините за саморекламу). Реально была за меня небольшая драка, а буквально подобрали у пивного ларька :) Романтичная история, надо отдельно рассказывать. И обратных случаев огромное количество: с судов люди уходят на берег и проектируют то, что они прекрасно знают. А есть и такие кто постоянно на двух стульях - и по морям и в КБ, эти вообще на вес золота. Есть те кто ушёл в логистику, и директора среди них есть - так они понимают как пароход ходит и идиотских вопросов "почему задержка из-за шторма" не задают. Есть электромеханики которые теперь КИПовцы к примеру, они понимают связь воды в трубе с работой электродвигателя насоса, который в их ведении. Это всё люди старой школы. Так почему бы не делать таких инженеров больше? Так ведь раньше и было. Разве плохой опыт? И жизнь станет лучше. Я б понял если бы это было новое слово в образовании, но оно не новое и это уже было.
[+]
Отказ от нашей традиционной системы обучения и ввод вот этих бакалавров и магистров - я до сих пор не понимаю кто из них кто - это было преступление против нашего образования. Намеренное вредительство. И было понятно сразу, что этим и кончится. А раз понятно было - значит преднамеренное, значит преступление.
Вот я о чём. Потому что бесполезных знаний не бывает. Бывают знания, которые не пригодились сейчас, а что будет через 5, 10, 15 лет - никто не знает как жизнь повернётся.

А подробнее я ещё отвечу, сейчас я на бегу....
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Так это разные вещи. Образование и обучение. Глобальная задача образовательного учреждения была - научить человека учиться. Плюс, дать необходимый минимум знаний, чтобы понимал, как устроен мир и мог понять, что написано в книге или коллеги рассказали. И тут в общем-то не важно, бакалавр он или академик.
А дальше, после получения диплома, уже встает вопрос мотивации, это другая и более грустная тема. Но когда стоит вопрос о борьбе за живучесть судна - "жить захочешь - не так раскорячишься". А когда стоит завод, приносящий прибыль кому-то в Москве - "шумит как улей родной завод, а нам-то :icon_rant: , :icon_rant: он в рот".. Сталкивался не раз с подобными ситуациями, когда люди делают свою работу и не хотят лезть в чужое. При этом часто знаний и навыков хватает и достаточно просто по-человечески попросить...
С другой стороны, наблюдал и обратную (хотя может и не обратную) картину - когда тот же слесарь КИПиА на досуге изучает контроллеры, ковыряет сети и скаду. На вопрос "зачем" ответ простой: "всю жизнь тут с датчиками ковыряться - совсем отупеешь". Но при этов добавляют "только не говори никому, а то на меня эту хрень в приказном порядке повесят".
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 27 авг 2024, 19:46 Сталкивался не раз с подобными ситуациями, когда люди делают свою работу и не хотят лезть в чужое. При этом часто знаний и навыков хватает и достаточно просто по-человечески попросить...
Есть у меня такой товарищ в соседней конторе. До абсурда доходит. Хорошо что контора не моя.
Никита писал(а): 27 авг 2024, 19:46 Так это разные вещи. Образование и обучение. Глобальная задача образовательного учреждения была - научить человека учиться.
Вот! Я об этом речь и веду. Тут всё субъективно, но вот лично в моём обучении, как я потом понял, нехватало просто направления и примеров комплексного применения знаний. Сами знания - да, искать ответы - тоже показали как. Но направления на кругозор нехватает.... Или это уже не ВУЗовская задача, не знаю. Но в это всё и упирается часто, когда общаюсь на местах. "Агрегат видишь? - Да. - Второй агрегат видишь? - Да. - Как работают понимаешь? - Конечно. - А вместе и вот так будут работать? - Вроде должны. - Да ни№;%на не будут, потому что вот, вот и вот, сам же знаешь! - А, ну да, точно.... Но нигде ведь не написано! - А подумать?" Причём последний вопрос даже задавать как-то стыдно лично мне.
Никита писал(а): 26 авг 2024, 20:18 Главное, чтобы не получилось как обычно - на госгранты закупаются тренажеры, оформляются документы, а потом начинается оказание платных услуг всем желающим
Вообще, это нормальная практика. Те же курсы соласовские и атомные - на базе ВУЗов. Стендовые ПНР можно проводить иногда. Не в ущерб студентов конечно. Я ущерба не видел, пользу видел.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Jackson писал(а): 29 авг 2024, 07:39 До абсурда доходит.
Ну так потому и не хотят делать, что доходит до абсурда. Первый раз сделаешь сам, второй - попросят, благо опыт есть. Третий - потребуют, а четвертый - предъявят претензии что поздно и плохо сделано. А в конце месяца еще и вздрючат, потому как занимался неизвестно чем и не нашел времени на прямые обязанности - не расписался в "журнале проверки ведения журнала учета журналов". Это, кстати, не сарказм. Реально существуют "журнал проверки электронных журналов", и "журнал учета картотек и журналов"
Jackson писал(а): 29 авг 2024, 07:39 Или это уже не ВУЗовская задача, не знаю.
Это задача жизненная с младенческого возраста. Познание окружающего мира. "А что будет, если в пугач вместо двух спичек зарядить десять?". "А можно к велосипеду приделать руль от автомобиля?" Ну и банальное "а что будет, если гвоздь в розетку засунуть"
Вторая часть - уже в школе. "А вот засунули гвоздь в розетку, какой тока и какая мощность выделится?". Задачники, кстати, весьма важны. Одно дело задача про "груз массой m поднимается на высоту h без потерь на трение за время t" и другое - "подобрать номинал автомата для насоса производительностью .. м3/ч и напором...". Ну и учителя-преподаватели естественно. До сих пор большинство нашего выпуска вспоминает преподавателя высшей математики. У него на каждую тему был абсолютно жизненный пример, причем или бытовой или из нашей специальности.
Ну а вообще - в этом плане лучше всего студенты-вечерники или заочники, которым диплом нужен для отдела кадров. Т.е. люди уже доросли до соответствующей квалификации, понимают что им нужно, что нет, не стесняются задавать вопросы, причем вопросы тоже жизненные и по делу. Правда вот, реферат их писать уже не заставишь, если раньше не научились анализу информации, то уже поздно.
Jackson писал(а): 29 авг 2024, 07:39 Вообще, это нормальная практика. Те же курсы соласовские и атомные - на базе ВУЗов. Стендовые ПНР можно проводить иногда. Не в ущерб студентов конечно. Я ущерба не видел, пользу видел.
Это нормально, вопрос куда пойдет доход. Если вузу - то все правильно. А если оборудование куплено за бюджетный грант, а деньги получает некое ООО "Вектор", да при этом еще щедро делится с теми, кто им клиентов поставляет (аттестацию требует) - немного другая история.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 29 авг 2024, 19:28Это задача жизненная с младенческого возраста. Познание окружающего мира.
Если и так, то от родителей тогда многое.
Короче, лично мне показалось, что в ВУЗах хотелось бы видеть больше связи одного с другим, что подтолкнёт к расширению кругозора тех, кого толкать к этому приходится.
Вот у нас прикол был. На плав.специальности иностранный язык только один - английский. А в группе только 10% изучали его в школе, остальные - кто французский кто немецкий кто испанский. Но английский ещё и специализированный по электромеханической тематике. А теория электродвигателей и электропривода у нас шла семестром позже, чем начался английский. И так все годы - профильный предмет опаздывал ровно на семестр. Блеск! В итоге английский мы как-то сдавали, зато на электропривод приходили уже подкованные в терминологии, потому что изучили её на английском (не поняв при этом и половины сути). Честь и хвала тому преподавателю английского, фактически она нас двум предметам обучала, и обоим с чистого листа. А могла ведь просто двоек наставить.
И такого полно было. Как реле работает ещё не знаем, но релейные схемы уже составляем. В итоге потом узнали и как реле работает, но почему оно работает именно так именно в тех схемах - уже не досуг узнать, поезд ушёл. Сами дошурупили реально единицы с потока.
Как завалить дипломника с отличным дипломом - да спроси его что будет если убрать шунтирующий диод с катушки реле в его схеме, он такую ахинею понесёт.... И это всё-таки от ВУЗа шло.
[+]
Никита писал(а): 29 авг 2024, 19:28 Познание окружающего мира. "А что будет, если в пугач вместо двух спичек зарядить десять?". "А можно к велосипеду приделать руль от автомобиля?" Ну и банальное "а что будет, если гвоздь в розетку засунуть"
Вторая часть - уже в школе. "А вот засунули гвоздь в розетку, какой тока и какая мощность выделится?". Задачники, кстати, весьма важны.
Хулиган Коля дёрнул за косичку отличницу Катю 2 раза, старосту Юлю 3 раза и 1 раз - по ошибке - учительницу музыки Ирину Сергеевну. Сколько раз за день Коля дёргал косички и что теперь будет?
Никита писал(а): 29 авг 2024, 19:28Ну и банальное "а что будет, если гвоздь в розетку засунуть"
Вот это лучше не надо. Старший это на практике узнал года в два, или три. Чудом жив остался.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Аватара пользователя

Looker
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 1181
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 11:32
Имя: Дитрих Евгений Линусович
город/регион: Донецк
Благодарил (а): 351 раз
Поблагодарили: 241 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Looker »

Jackson писал(а): 31 авг 2024, 19:23И так все годы - профильный предмет опаздывал ровно на семестр.
На моей специальности курс электроизмерений начался с осциллографа - требование родной кафедры, лабораторки надо делать. На английском преподаватель возмущалась, что в полупроводниках есть дырки.

PS. Во время гриппозных каникул, дочь:
- помоги записать лабораторную работу по физике.
- что, значит записать записать, ее делать надо
- мы всегда записываем, нам диктуют
- покажи

Работа была: исследование звука, слуха. Компьютер превратился в набор приборов и работа была сделана. Нужные приборы в школе имелись. Школа считалась лучшей в районе.
_______________________________________________
Узкая специализация в широком смысле этого слова ведет к широкой идиотизации в узком смысле этого слова . (С) Бернард Шоу
Аватара пользователя

Автор темы
Никита
почётный участник форума
почётный участник форума
Сообщения: 3971
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
Имя: Никита
Страна: РФ
город/регион: Мурманск
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 229 раз

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Никита »

Jackson писал(а): 31 авг 2024, 19:23 теория электродвигателей и электропривода у нас шла семестром позже, чем начался английский
Да, была такая хохма. Рассказывать на английском про трехфазный асинхронник, не зная про него на родном языке. Хорошо хоть, в учебник английского векторных диаграмм не было... А позже наша кафедра иностранного языка стала пользовать методички про базовой устройство мира "для детей и кс картинками". "Electronics", "Engineering" и вроде что-то еще, где на картинках показывалось устройство разных предметов со всем набором терминологии...
Jackson писал(а): 31 авг 2024, 19:23 Если и так, то от родителей тогда многое.
Это да. Но как-то в последнее время проще ребенку телефон дать, заместо соски, и на этом успокоиться.
У нас завкаф автоматики на экзамене после первого семестра в обязательном порядке накидывал вопросы по типовым динамическим звеньям: "А приведи пример ... звена". Так вот, жаловался что отсутствует элементарный кругозор, проблема не в том, чтобы сопоставть объект и передаточную, а в том, что набор объектов в голове все меньше и меньше...
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
Аватара пользователя

Jackson
администратор
администратор
Сообщения: 18748
Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
Имя: Евгений свет Брониславович
Страна: Россия
город/регион: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 973 раза
Поблагодарили: 1852 раза

был 3-фазный нагреватель и диф.защита

Сообщение Jackson »

Никита писал(а): 01 сен 2024, 18:17 Это да. Но как-то в последнее время проще ребенку телефон дать, заместо соски, и на этом успокоиться.
Проще... А лучше?
Потерянный кошелёк тоже проще дома искать, чем там где потерял - дома теплее и светлее.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
Ответить

Вернуться в «Флудилка обо всём»