Регулятор уровня. ТРМ - показывающий прибор, сам регулятор в ПЛК. Переключатель "ручной-автомат" - в ручном режиме регулятор отслеживает положение регулирующего клапана (ПРК), его задатчик - текущий уровень, ключ "Меньше-Стоп-Больше" меняет положение регулирующего клапана. В автомате регулятор управляет ПРК, ключ "Меньше-Стоп-Больше" меняет задание регулятора.
- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
Эргономика
Модератор: Глоб.модераторы
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 1073
- Зарегистрирован: 29 апр 2014, 09:57
- Имя: Рыбкин Владимир Геннадьевич
- Страна: Россия
- город/регион: Тверь
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 147 раз
Эргономика
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
Персонал не путается? Назначение ключа "больше/меньше" ведь меняется в зависимости от управления. На море и в авиации такое запрещено категорически (в форсмажорной ситуации оператор может не понять, что он не непосредственно управляет, а только регулятору даёт задание).
У меня чуть более наглядно. Если управление ручное, то ключ(и) "меньше/больше" работают, в режиме "авто" эти ключи не работают совсем. Даже часто положения называются не "ручное/авто", а "ручное/PMS" или даже "ГРЩ/PMS". Здесь PMS - Power Management System, электростанция. "ГРЩ/PMS" даже лучше, потому что в PMS есть свои режимы "авто/полуавто/ручной/тест" и названия не изменить, это терминология контроллеров заложенная производителем. Т.е. название "ГРЩ/PMS" указывает, откуда управление.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 1073
- Зарегистрирован: 29 апр 2014, 09:57
- Имя: Рыбкин Владимир Геннадьевич
- Страна: Россия
- город/регион: Тверь
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 147 раз
Эргономика
На удивление ни разу. При обучении все запомнили - в режиме "Ручной" управляете регулирующим органом сами, в режиме "Автомат" управляете заданием автомата, а дальше - он сам. А вообще система спроектирована так, что ручной режим нужен только при наладке или выходе датчиков из строя. И процессы все достаточно инерционные.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
Так и у нас в основном также. Но запрещено.
Уход в сторону от темы, но интересно, что говорят общепромышленные нормативы про изменение назначения органов управления на лету? Никогда даже не задумывался об этом, потому что много раз сталкивался в бытовой технике, ощутил это неудобство и даже мысли не возникало где-то повторить.
На ответственных объектах даже стрелочные приборы по прежнему заставляют ставить, весь иконостас а не один с переключателем, по простой причине: в обычной жизни оператор изучил инструкцию и не составит труда сообразить, что происходит, это в фоновом режиме, но в форсмажорной ситуации у оператора мозг перегружен и он не контролирует это фоновое мышление, которое может просто отключиться - мозгу есть чем заняться когда ты горишь, тонешь, падаешь или задыхаешься. Казалось бы, что может случиться в какой-нибудь печи сушки древесины? Тем не менее - привычка, нигде так не делаю, даже мысли не допускаю. Ибо случиться может всё и везде, и люди разные бывают. Считаю что оператор должен думать о техпроцессе, а путь от глаза через мозг до кнопки управления должен быть максимально коротким и простым, насколько это возможно. ИМХО.
В каком-то автомобиле видел какую-то такую крутилку, не помню совсем. Помню что вроде привык, но в какой-то момент мозг взорвало напрочь. Пробовал на приборке переключать дизайн этой приборки (экран уже вместо стрелок), когда на одном и том же месте может быть индикатор совсем другой, почти такого же вида - вроде освежает, прикольно, но обязательно настаёт момент когда я перестаю понимать что происходит, поэтому не балуюсь этим - включил один раз и забыл. Цифры с подписью - не вопрос, подпись же есть, а вот стрелка или столбик - с этим ступор. Мозг консервативный. :)
А раз мне с этим бывает геморрой, то и кому-то другому тоже, возможно - поэтому и не делаю так никогда. Для людей же техника делается.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- эксперт
- Сообщения: 1146
- Зарегистрирован: 25 июл 2008, 10:06
- Имя: Леонид
- Страна: РФ
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 134 раза
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
Так я и сейчас езжу то на Volvo то на BMW, в один день могу два-три раза пересесть. Там всё диаметрально противоположно. Ещё и привод на Volvo передне-полный, а на BMW только задний, торможение на Volvo всеми колёсами, а на BMW сначала только задними (рекуперация), только если додавить то будет всеми колёсами. Это звиздец, особенно зимой. Каждый раз, когда пересаживаюсь - первые 10 минут это этап адаптации. Даже за привычку себе взял: тронулся с места, на прямом пустом участке - коротко газ в пол, затем тормоз в пол до блокировки - чтобы ощутить держак (это и на одной машине рекомендуется каждое утро делать - во-1-х проверишь машину, во-2-х поймёшь что с дорогой).
Но главная проблема - это как раз эргономика: не так щётки работают, не так свет работает, не там и не так ручка АКПП. Хоть педали на своих местах - и на том спасибо.
Но вершина идиотизма - это был электрический DongFeng, с которого содрали электромосквич. Не знаю как в москвиче, а на том DongFengе было просто опасно для жизни ездить. Не понимаю как он умудрился пройти сертификацию. Там классная фишка - рекуперация. Дело в том что на полностью заряженной батарее она невозможна (некуда энергию набивать), на почти пустой в DongFeng она почему-то тоже невозможна была. А с тормозной системой рекуперативная там никак не связана. Таким образом, ты уехал с зарядки - у тебя нет рекуперации, используешь только дисковые тормоза. В пути батарея разряжается и где-то на 85% рекуперация вдруг (!) появляется, но никакой индикации об этом нет. Привыкаешь заново. Едешь дальше, разряжаешь батарею и где-то на 20% она снова вдруг вырубается (!) и ещё и педаль акселератора становится мягче чтобы поберечь остаток заряда - и об этом тоже нет никакой индикации. То есть педаль отпустил, ждёшь что машина начнёт тормозить - а нифига, драгоценные секунды уходят на то чтобы сообразить что вторую педаль нажать надо. Вот это звиздец, мне даже с площадки на таком выезжать страшно. За поездку ты ездишь на трёх разных машинах. В нормальных электричках всё по уму, ты даже не чувствуешь чем ты тормозишь и знать тебе это не нужно - машина ведёт себя всегда одинаково. И экономичный мягкий режим если и есть, то он либо включается с сигнализацией как в лифчике (режим "черепаха"), либо ты его включаешь только сам отдельной кнопкой. Но тот DongFeng - это просто "шедевр" управления и до аварии недалеко. Почему так подробно. А теперь представьте то же самое на пром.производстве. Во-1-х персонал ходит с объекта на объект, он пришёл на новый пульт, со старого уволился уж год как, а рефлексы-то могут сидеть ещё долго. И если в обычной ситуации он осмысленно сообразит где он находится и что тут как, может быть, если не будет торопиться, то в экстренной он может начать действовать рефлекторно (а так оно и будет) - а рефлексы-то с того пульта ещё живы, со старого, не с этого. Мозг человеческий очень интересные фокусы порой выкидывает, это ПИСы (Первичный Инстинкт Самосохранения). Один неверный клик и привет авария.
А самое весёлое, когда и у одного и того же пульта поведение меняется в процессе, даже при всей индикации - тут будет угадайка: когда сработает рефлекс, а он под какое поведение сработает? 50/50, либо под одно, либо под другое, а ситуация экстремальная и надо угадать с первого раза. И что будет? А х.з. что будет, как повезёт.
Опасно это, ИМХО. Даже на самом что ни на есть неопасном производстве. Поэтому мой вопрос в силе:
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- эксперт
- Сообщения: 1146
- Зарегистрирован: 25 июл 2008, 10:06
- Имя: Леонид
- Страна: РФ
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 134 раза
Эргономика
Говорят, в некоторых троллейбусах тормоз под левой ногой. Весело водителям, которые и на таком троллейбусе, и на машине ездят.
Как они перестраиваются? Я когда с МКПП на АКПП пересел, первое время левой ногой несуществующее сцепление жал, когда надо было резко затормозить.
Хард - это то, что можно швырнуть об стенку, а софт - это то, что можно лишь обматерить.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
Это вопрос личного удобства на конкретном объекте, и даже от возраста не зависит по моему опыту. Где-то так, где-то эдак.rwg писал(а): ↑07 авг 2024, 07:10 Первоначально кнопки управления заданием находились на панели оператора, а кнопки на щите управляли только регулирующим органом. Но персонал (никого моложе 55 лет) хором заявил, что панель - это неудобно, а кнопки на щите - то, что нужно. Молодые говорят наоборот, им не нужны на щите кнопки и лампочки, просят оставить только панель.
Я лично стараюсь использовать вместо кнопок "больше" и "меньше" (там, где я их использую) переключатель с самовозвратом "меньше-0-больше". Во-1-х экономится место: кнопки две, а переключатель всего один. Во-вторых, обе кнопки можно сразу нажать и от этого надо предусматривать взаимоблокировку (идиотов на производстве хватает), а на переключателе такое физически невозможно. В-третьих, есть такое правило эргономики (у военных это не правило а чёткое требование): оперируя с органом управления, оператор не должен перекрывать своей рукой другие органы управления, он должен все их видеть. Нажимая левую кнопку правой рукой оператор неминуемо закроет правую кнопку. Либо ему придётся жать левую кнопку левой рукой, а правую - правой (и вот тут и появляется шанс одновременно нажать обе). А переключатель всего один.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
Вот не знаю, и знакомых нет. Но хорошие водители как правило ещё и автобусники, универсалы - на чём надо на том и поедут.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- здесь недавно
- Сообщения: 98
- Зарегистрирован: 01 апр 2022, 11:08
- Имя: Артем
- город/регион: Благовещенск
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 25 раз
Эргономика
Поэтому у оператора на производстве в критической ситуации должен быть только один рефлекс - нажать красный грибок аварийной остановки и вырубить всю систему.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5790
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 673 раза
- Поблагодарили: 841 раз
Эргономика
Ну, Вы же не путаетесь, когда с помощью одного и того же графического указателя управляете разными графическими элементами на экране.Jackson писал(а): ↑06 авг 2024, 08:09Персонал не путается? Назначение ключа "больше/меньше" ведь меняется в зависимости от управления. На море и в авиации такое запрещено категорически (в форсмажорной ситуации оператор может не понять, что он не непосредственно управляет, а только регулятору даёт задание).rwg писал(а):
В автомате регулятор управляет ПРК, ключ "Меньше-Стоп-Больше" меняет задание регулятора.
Особенно наглядно это проявляется на панелях оператора с клавиатурой, а не сенсорным экраном. Там только один "крест из стрелок" и пара кнопок " + / - " тоже одна.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 1073
- Зарегистрирован: 29 апр 2014, 09:57
- Имя: Рыбкин Владимир Геннадьевич
- Страна: Россия
- город/регион: Тверь
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 147 раз
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
У меня эти графические указатели хоть и одинаковые, но каждый только для своего и на своём месте со своей статичной подписью и значением, и другое значение он не приобретёт никогда. Аналогично как и на щите в железе. Тут не запутаешься.
Да, пользовал такие. Есть там эта потенциальная проблема. Старался на разных экранах разные кнопки задействовать, их хватало. Ибо у оператора есть мышечная память, которая уходит в рефлекс. Но на таких панелях и интерфейсы другие.
Там, где изменение значения органов управления на лету в явном виде запрещено, такие панели и не используются, между прочим. Или используются, но у любой кнопки всегда одно и то же значение на всех экранах. Ярчайший пример - авионика, там даже подписи к кнопкам не всегда делают. Вот уж где оператор постоянно находится в состоянии стресса - на боевом самолёте или вертолёте. Бой у него, некогда буквы читать. А на гражданском флоте я таких панелей и не видел ни разу. На военных кораблях видел, но известные мне производители пультов тоже от этого стараются отказываться, скорее трекбол поставят чем такие кнопки (оператору проще дотянуться до трекбола чем до панели в его пульте). Или просто отдельную клавиатуру делают под заказ, с заказным расположением кнопок и подписями, чтобы оператор не глядя их жал.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5790
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 673 раза
- Поблагодарили: 841 раз
Эргономика
Опять приходим к вопросу: "- Нахрена?"
Нет универсального решения.
Нет универсального решения.
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- эксперт
- Сообщения: 1737
- Зарегистрирован: 06 янв 2016, 19:45
- Имя: Петров В.Л.
- Страна: Россия
- город/регион: Красноярск
- Благодарил (а): 78 раз
- Поблагодарили: 235 раз
Эргономика
Вот это точно. Делал как то автоматизацию вентедяционной установки.
Там 3 шибира была - приточный, выпускной и смешивающий. Мой старый бос - очень сильно любил схему с 2 кнопками больше (открывать) и меньше (Закрывать).
И наехал на меня, что я еще добавил поле с заданием положения и кнопкой установить. Доказывал мне, что операторам очень удобно работать через кнопки Открывать/закрывать. И больше ничего не надо, Проблема только в том, что полный ход шибера был 180 секунд. И удобство открытия состояло в том, что нужно було мышкой нажать на кнопку и 180 секунд ее удерживать в открытом положении. Операторам это ни фига не понравилось. А вот мая кнопочка с заданием положения пошла на ура.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 5790
- Зарегистрирован: 07 окт 2011, 09:12
- Имя: Гаско Вячеслав Эриевич
- Страна: Россия
- город/регион: Рязань
- Благодарил (а): 673 раза
- Поблагодарили: 841 раз
Эргономика
Ну, да. Как в старом анекдоте:
Кнопку нажал - мешок на спине. Тащишь. Автоматика!
Кнопку нажал - мешок на спине. Тащишь. Автоматика!
---------------------------------------------------
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.» (Жан-Поль Сартр)
"Ту пустоту, которая остаётся в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить." (святитель Николай Сербский)
-
- эксперт
- Сообщения: 1737
- Зарегистрирован: 06 янв 2016, 19:45
- Имя: Петров В.Л.
- Страна: Россия
- город/регион: Красноярск
- Благодарил (а): 78 раз
- Поблагодарили: 235 раз
Эргономика
Будете смеятся, но это не анекдот. 80 года, строящийся завод экскаваторов в Красноярке. Установлен японческий станок газовой резки - может резать 100мм лист. Автоматизация на основе СМ-2М. Алгоритм следующий:
1) К станку подъезжает тележка с листами.
2) С нее - листы по одному подаются в станок
3) Когда листы кончаются, тележка отъезжает в место загрузки
4) В каптерке зажигается лампа
5) Мыжики выходят и грузят тележку
6) Нажимается кнопка и к п.1
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Эргономика
Тут в одном-то органе управления можно запутаться, с одним назначением, если его переключать на лету.
Вот к примеру, на экране кнопка вкл/откл звука при аварии. Кнопка одна, состояния два: звук включён, звук отключён. Нажатие кнопки меняет состояние "звук включён/отключён".
Как отображать?
Вариант 1:
когда звук включён - показываем "динамик", индицируя тем самым что звук включён;
когда звук отключён - показываем "перечёркнутый динамик", индицируя тем самым что звук отключён.
Вариант 2:
когда звук включён - показываем "перечёркнутый динамик", индицируя тем самым ту команду, которая кнопка выполнит, то есть отключит звук;
когда звук отключён - показываем "динамик", индицируя тем самым ту команду, которая кнопка выполнит, то есть включит звук.
В том же проекте есть кнопка "пуск/стоп". Когда агрегат работает - она выглядит как "стоп" (красная с кругом), когда остановлен - как "пуск" (зелёная с палкой). И это логично. Кнопка выглядит так, какое значение она и имеет в настоящий момент. Вопросов нет, всем всё понятно.
Значит по аналогии и со звуком надо сделать также, то есть вариант 2. Сделал. Однако нет, неудобно, переделал на вариант 1. В итоге в одном проекте на одном экране - и по-разному. И это только звук. А есть вещи посерьёзнее.
Вот к примеру, на экране кнопка вкл/откл звука при аварии. Кнопка одна, состояния два: звук включён, звук отключён. Нажатие кнопки меняет состояние "звук включён/отключён".
Как отображать?
Вариант 1:
когда звук включён - показываем "динамик", индицируя тем самым что звук включён;
когда звук отключён - показываем "перечёркнутый динамик", индицируя тем самым что звук отключён.
Вариант 2:
когда звук включён - показываем "перечёркнутый динамик", индицируя тем самым ту команду, которая кнопка выполнит, то есть отключит звук;
когда звук отключён - показываем "динамик", индицируя тем самым ту команду, которая кнопка выполнит, то есть включит звук.
В том же проекте есть кнопка "пуск/стоп". Когда агрегат работает - она выглядит как "стоп" (красная с кругом), когда остановлен - как "пуск" (зелёная с палкой). И это логично. Кнопка выглядит так, какое значение она и имеет в настоящий момент. Вопросов нет, всем всё понятно.
Значит по аналогии и со звуком надо сделать также, то есть вариант 2. Сделал. Однако нет, неудобно, переделал на вариант 1. В итоге в одном проекте на одном экране - и по-разному. И это только звук. А есть вещи посерьёзнее.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 3971
- Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
- Имя: Никита
- Страна: РФ
- город/регион: Мурманск
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Эргономика
Я еще смешнее расскажу. На электростанциях назначение этого ключа зависит от режима работы. При развороте или работе на выделенную нагрузку он влияет на задание оборотов/частоты генератора. А после синхронизации - на активную мощность. Кстати, синхронизация ручная (хоть и экзотика уже) - тоже с него. И ничего, давно к этому привыкли, да и персонал понимает, как машина работает. И иногда есть еще такой же на управление возбуждением.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
-
- эксперт
- Сообщения: 3643
- Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 04:58
- Имя: Толмачев Михаил Алексеевич
- город/регион: г. Чехов, МО
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 286 раз
Эргономика
Если кратко, то все зависит от тезауруса пользователей. Это означает, что нужно изучать "словарный запас", привычки, представления пользователей, чтобы сделать оптимальную эргономику.
В данном случае тезаурус пользователя - это понимание, что такое крестик у звука - "Звука нет". Красный нолик - это однозначно "стопнуть". Тезаурусы разные.
Нельзя делать выводы об эргономике, основываясь на логике.