ШИМ - это в сущности и есть регулирование скорости. Короткие редкие импульсы - медленно, длинные частые - быстро.
- Обязательно представиться на русском языке кириллицей (заполнить поле "Имя").
- Фиктивные имена мы не приветствуем. Ивановых и Пупкиных здесь уже достаточно.
- Не надо писать свой вопрос в первую попавшуюся тему - всегда лучше создать новую тему.
- За поиск, предложение и обсуждение пиратского ПО и средств взлома - бан без предупреждения. Непонятно? - Читать здесь.
- Рекламу и частные объявления "куплю/продам/есть халтура" мы не размещаем ни на каких условиях.
- Перед тем как что-то написать - читать здесь, а затем здесь и здесь.
- Не надо писать в ЛС администраторам свои технические вопросы. Администраторы форума отлично знают как работает форум, а не все-все контроллеры, о которых тут пишут.
Настройка ПИД
Модератор: Глоб.модераторы
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Настройка ПИД
-
- специалист по B&R
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 15 фев 2014, 23:37
- Имя: Волоснов Сергей
- Страна: Казахстан
- город/регион: Актобе
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Настройка ПИД
Универсал, ширина импульса - это все же время в пути, к которому добавляется время между импульсами, мгновенная же скорость движения при этом не меняется
Автоматизация бардака порождает только автоматизированный бардак
-
- здесь недавно
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 06 окт 2016, 09:48
- Имя: Давид
- Страна: Россия
Настройка ПИД
Разумеется, что называется "в лоб" диф. составляющую вычислять, мягко говоря, не профессионально. Необходимо применять различные методы фильтрации, чтобы понять "тенденцию" к изменению отклонения.
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Настройка ПИД
А никому не интересна мгновенная скорость, если за время между импульсами параметр практически не успевает изменится. Например, температура котла. Вы на педали велосипеда тоже неравномерно давите, но на скорости движения это никак не отражается.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
Во-первых отражается.
Ибо если рывками давить будете - быстро устанете (КПД падает) и быстро в среднем не поедете (отражается на скорости).
Во-2-х равномерно.
На обычные (на жаргоне - лентяйные) педали Вы давите попеременно то на правую то на левую, но в целом крутящий момент к каретке (и далее по системе до колеса) прикладывается непрерывно (с очень коротким перерывом в верхней и нижней точках, проходимым по инерции). Каретка с педалями интегрирует этот момент от правой и левой педалей, интегрирующим звеном является вал каретки, транслируя результат на ведущую звезду. Звезде наплевать, к какому шатуну сила приложена, хоть к обоим сразу.
Если педали спортивные контактные, то их вы не только вниз давите, но и наверх тянете, и вперёд и назад толкаете в верхней и нижней точках соответственно - равномерно и непрерывно. А обычные лентяйные педали есть широкие с шипами, так что и их можно в верхней и нижней точках вперёд-назад тянуть, правда не так сильно.
А если какие-то короткие перерывы всё-таки есть, то общая скорость ещё раз интегрируется как раз балансом сил (тяги, инерции и сопротивления).
Это я Вам как лысыпыдыст говорю, в сумме вокруг Земли уже проехал (пробег превысил длину окружности Земли по экватору). Спортсмены знают, что для быстрого разгона на велике важна не только сила давления, но и равномерность. Обратите внимание как они на треках разгоняются - никто на педали не встаёт всем весом. На шоссейных гонках только кто-то практикует, но это режим форсажа: сил уходит огромное количество, а прирост скорости минимальный.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Настройка ПИД
Электропривод дроссельной заслонки горелки котла не знает усталости, да и КПД привода мощностью 10 Вт никого не волнует.
А педели - что педали? Как бы неравномерно вы их не крутили, на скорости это никак не отразится, не поедет он рывками вследствие большой инертной массы механизма и тушки. Я имею в виду не максимальную скорость, и не гонки на выживание, а просто мгновенную скорость, пусть даже 10 км/час.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
ошибаетесь. Я езжу рывками когда надо.
Отправлено спустя 3 минуты 1 секунду:
Либо Вы ошиблись в другом: не мгновенная скорость а средняя.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Настройка ПИД
Я ещё допускаю, что резко нажав не педали, можно придать некое небольшое ускорение, но мне сложно представить, что до нажатия следующей педали можно так же быстро замедлится.
Оставим в покое велосипеды. Дроссельная заслонка горелки может двигаться рывками, толчками, скачками, мгновенная скорость прыгать от нуля до номинальной, однако это никак не может сказаться на качестве регулирования температуры котла, если средняя скорость заслонки может быть отрегулирована должным образом. Если она перемещается слишком быстро, происходит перерегулирование, котёл слишком быстро набирает мощность и останавливается по температуре, а иногда и по перегреву. Если слишком медленно - каскадный контроллер котлов, не дождавшись реакции, пытается запустить второй котёл, потом третий. И единственный способ регулирования скорости - это ШИМ. Т.к. никто не будет городить частотники на миниатюрные сервоприводы. И все ПИД-регуляторы с дискретным выходом имеют это на борту.
-
- специалист по B&R
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 15 фев 2014, 23:37
- Имя: Волоснов Сергей
- Страна: Казахстан
- город/регион: Актобе
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Настройка ПИД
Коллеги, я возьму на себя смелость додумать вопрос за автора
Когда то слышал от коллег термин "селектор контуров", с помощью которого, по их словам, решается данная задача.
Автор, ответьте пожалуйста - правильно ли я вас понял?
Осмелюсь предположить, что автора интересует вопрос как поступит регулятор (абстрактный, котел просто пример) когда один из входных параметров потребует увеличить выходной сигнал, а другой - уменьшить.khasan9 писал(а): ↑22 ноя 2020, 08:58 Доброго времени суток, пытаюсь разобраться в настройках ПИД регуляторов в ПЛК. Допустим есть котельная, в которой работает котел, подача топлива происходит по температуре - то бишь чем ниже температура тем больше топлива надо подать на котел, а что если надо учесть несколько параметров, количество подаваемого топлива в котел будет зависеть например: от температуры в помещениях, от температуры на улице , от температуры воды в трубах и т.д. Как учесть все эти параметры в регуляторе?
Когда то слышал от коллег термин "селектор контуров", с помощью которого, по их словам, решается данная задача.
Автор, ответьте пожалуйста - правильно ли я вас понял?
Последний раз редактировалось servo85 25 ноя 2020, 16:16, всего редактировалось 3 раза.
Автоматизация бардака порождает только автоматизированный бардак
-
- эксперт
- Сообщения: 1341
- Зарегистрирован: 14 фев 2013, 23:42
- Имя: Евгений
- Страна: Россия
- город/регион: МО
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 232 раза
Настройка ПИД
Для начала следует заметить, что более-менее серьёзные котлы должны работать при постоянной температуре, и, как правило, температура в обратке котла не должна быть ниже точки росы, т.е. около 60°С. Иначе вы или ушатаете конструкцию котла термическими деформациями, или его разъест кислота в конденсате.
Все регулировки температуры осуществляются в контурах отопления посредством трёхходовых клапанов, в тёплых полах по фиксированной уставке, в контуре отопления - по погодозависимому графику.
Все регулировки температуры осуществляются в контурах отопления посредством трёхходовых клапанов, в тёплых полах по фиксированной уставке, в контуре отопления - по погодозависимому графику.
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 3971
- Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
- Имя: Никита
- Страна: РФ
- город/регион: Мурманск
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Настройка ПИД
Так и делается. Подаются эти импульсы через сумматор со своими весовыми коэффициентами. Возможно, с дифференцированием.
Но вообще - есть регулятор, у него есть главная ОС по параметру. Все остальные импульсы для него корректирующие.
Дальше для абстрактного котла и абстрактных контуров рассуждать бесполезно, надо чем-то задаваться и рассматривать конкретный случай.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
это не представлять надо, а просто делать. На этом велосипедную тему закрываем. Ибо принцип действия велосипеда - наверное не ради этого взрослые дядьки тут собрались.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
А это уже от реализации регулятора зависит. Так что абстрактно тут рассуждать нельзя. Точнее регуляторОВ. А автор спрашивал про регулятор в единственном числе.servo85 писал(а): ↑25 ноя 2020, 15:37 Осмелюсь предположить, что автора интересует вопрос как поступит регулятор (абстрактный, котел просто пример) когда один из входных параметров потребует увеличить выходной сигнал, а другой - уменьшить.
Когда то слышал от коллег термин "селектор контуров", с помощью которого, по их словам, решается данная задача.
Автор, ответьте пожалуйста - правильно ли я вас понял?
Что до многоканальных регуляторов, то реализаций может быть много и разных. В наш век высоких технологий, следует просто промоделировать этот процесс, хоть в маткаде хоть в екселе, и посмотреть. Мне за секунду вспомнилось три разных способа реализации, а их ещё больше, и все по-разному себя ведут.
Так что может не надо в многоканальное связное регулирование лезть? Автору с одним бы ПИДом разобраться.
-
- специалист по B&R
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 15 фев 2014, 23:37
- Имя: Волоснов Сергей
- Страна: Казахстан
- город/регион: Актобе
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Настройка ПИД
Справедливости ради, автор спрашивал,
видимо, просто не предполагая, что регулятоов может быть несколько.
Предлагаю конкретный, близкий многим участникам пример - ГТГ.
Главная ОС у регулятора(ов) ГТГ - это ОС по параметру Электрическая мощность (предположим что активная, генератор в сети - частота стабильна, прочие эл. параметры не в счет).
Корректирующие - например, Температура горения (макс.), Обороты двигателя (макс., пусть ГТУ аэродеривативная, одновальная), Т масла на сливе (одного) подшипника двигателя, Вибрация (одного) подшипника генератора. Пожалуй этого даже много, можем отбросить не нужное на выбор, т.к. интересен сам принцип реализации такого регулятора(ов), [upd] т.к. выходной сигнал, при всем этом обилии входных, только один - положение топливного клапана (увеличить подачу топлива, или уменьшить).
Последний раз редактировалось servo85 26 ноя 2020, 10:36, всего редактировалось 1 раз.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
Не согласен. В ПИД-регуляторе разве может быть только один вход? Вот я работаю с регуляторами, у которых три входа. Я же говорю - от реализации зависит. Можно сделать два независимых регулятора, работающие на один общий выход, а можно сделать один регулятор, но с несколькими входами. И есть ещё варианты.
А может он вообще имел в виду регулятор как устройство, ящик с проводами, а по сути это обычный ПЛК например. :)
Боюсь, с ГТГ как раз подавляющее большинство и не знакомо. :) И реализации могут быть разные опять же. Например у нас по вибрации никак ничего не корректируется, а просто если растёт вибрация - аларм и стоп.
Да там ПИДы обычные на каждый параметр. Только где-то ПД, где-то ПИ, где-то П. А как это всё увязывается - это уже называется "связное регулирование" и реализаций уйма (и почти все правильные). Например у нас нет возможности делать какие-либо вычисления на лету, поэтому каждый ПИД настраивается 1 раз а на лету делается выбор: какие регуляторы включить в работу, какие выключить. Это самый технически простой способ. Но можно же и коэффициенты на лету подменять (не у нас), и перечитывать их (не у нас) и весовой коэффициент менять (не у нас).
Так что я бы в эти дебри не лез. ГТГ - пример частный, как и мои установки, котлы и пр... Нет тут общего решения - оно зависит от объекта.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- администратор
- Сообщения: 4909
- Зарегистрирован: 25 июл 2008, 07:12
- Имя: Диев Александр Васильевич
- Страна: Россия
- город/регион: г. Сегежа, Карелия
- Благодарил (а): 236 раз
- Поблагодарили: 425 раз
Настройка ПИД
А ещё есть нечёткие регуляторы, которые могут быть многопараметрическими и с несколькими выходными воздействиями. Но это, как говорится, совершенно другая история...
Повторное использование кода не отменяет повторного использования мозга при его повторном использовании.
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
Отправлено спустя 21 минуту 57 секунд:
Угу.
Вот я рассказал под спойлером про аварийный ДГУ. Это я ещё не всё описал, там такая автоматизация накручена что ух! Там таких три: 2,5 МВт, 360 кВт и 120 кВт. Разница только в том что на двух мелких нет внешнего охладителя, там обычный навешенный радиатор с обдувом. Но во всём остальном заказчик пожелал сделать всё абсолютно идентично и ТЗ сам и написал, и получил в итоге агрегаты, по сложности не уступающие реактивному бизнес-джету (и по цене к нему тоже близкие). Это на заводе. А с завода нас привозили на развозке к ближайшему гипермаркету, где на площадке стоял их (магазинный) родной аварийный ДГ мощностью где-то 400 кВт в одном единственном контейнере, необслуживаемый, один раз бросили и он себе работает (мы видели - на блекаут среагировал, и планово себя проворачивал). Без всех этих регуляторов, доп.охладителей, состоящий всего из одного контейнера. А мы смотрели на этот у магазина каждый день (дважды) с одной простой мыслью "а что, так можно было?", и всё думали, пришла ли та же мысль в голову заказчику.... :)
Это я к чему. Может не надо усложнять, а? Всё это хорошо и красиво работает пока работает, что-то одно пойдёт не так и голову сломаете в поисках причины. А главное, сколько это всё стоит-то...
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- специалист по B&R
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 15 фев 2014, 23:37
- Имя: Волоснов Сергей
- Страна: Казахстан
- город/регион: Актобе
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Настройка ПИД
Хорошо, сократим описание до: для повышения эл. мощности нужно открыть топливный клапан на максимально возможную величину, эта величина ограничена максимальными температурой и оборотами (связь роторов генератора и двигателя аэродеривативная), превышать их нельзя, при достижении PV данных величин значений -50 гр. и -50 обор. от аварийных, топливный клапан прикрывается. Но основная обратная связь по эл. мощности и цель - максимально возможная нагрузка. В итоге программа ищет оптимальное значение положения топливного клапана для данного конкретного момента времени.
Как это сделано у вас? На FBD, или с применением (закрытых) библиотек? Можно хотя бы грубый пример увидеть?
Я, к сожалению, весовые коэффициенты применял только для дискретных сигналов (оценка степени аварийности). Говоря об импульсах, вы имеете ввиду те самые электрические импульсы формируемые ПДД регулятором для ИМ (топливного клапана), или все же программный алгоритм (раз весовые коэффициенты применимы)?
Автоматизация бардака порождает только автоматизированный бардак
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 3971
- Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
- Имя: Никита
- Страна: РФ
- город/регион: Мурманск
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Настройка ПИД
Я про импульсы в контексте регуляторов. Те, которые на пневматические регуляторы по импульсным трубкам подаются :) Ну или о переменных-параметрах речь...servo85 писал(а): ↑26 ноя 2020, 14:41 Я, к сожалению, весовые коэффициенты применял только для дискретных сигналов (оценка степени аварийности). Говоря об импульсах, вы имеете ввиду те самые электрические импульсы формируемые ПДД регулятором для ИМ (топливного клапана), или все же программный алгоритм (раз весовые коэффициенты применимы)?
Вот в данном конкретном случае за корректирующие импульс можно принять температуру и обороты. Причем, похоже тут кроме весового коэффициента потребуется нечувствительность вне указанного Вами диапазона.
Мне, к сожалению, объект не знаком, не сталкивался. Указанные обороты и температура являются просто ограничивающими, или действительно завязаны на КПД и понижать их тоже нежелательно, и речь идет о действительно оптимизации?
Надо будет покопаться в архивах, посмотреть реализацию контура "топливо-воздух" на котлах с коррекцией по газоанализатору в трубе...
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
Вы невнимательно читали. У нас нет ПЛК от слова "совсем". У нас есть специализированные контроллеры под задачу, они не программируются, они настраиваются. В них уже зашиты алгоритмы, в том числе есть основных 12 ПИДов, 8 из них фиксированы под свои задачи - можно менять только коэффициенты во время настройки, а какие из них работают - решает контроллер по известной описанной логике. И 4 свободных ПИДа, в которых я могу не только коэффициенты менять, но и цеплять к ним от 1 до 3 ан.входов и назначать выход аналоговый либо два релейных (для каждого). А также примитивной булевой логикой могу всё-таки задать условия, при которых этот ПИД работает, либо не работает, либо выход форсирован в минимум, либо выход форсирован в максимум, либо выход форсирован в начальное значение (задаётся при настройке). Вот и всё что у меня есть. :) Это всё уже сделано в софте контроллера производителем, вмешательство в софт невозможно - только предоставленные настройки можно менять, и их там много.
- [+] вот все возможности настройки одного из этих 4 ПИДов Как раз этот ПИД настроен на работу с тремя входами и результат выдаёт в один аналоговый выход.
Нет, я другое имел в виду.
Отправлено спустя 1 минуту 52 секунды:
А то что Вы называете "степень аварийности" у нас называется "класс неисправности", никакого отношения к регулированию не имеет - это функция ПАЗ.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- специалист по B&R
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 15 фев 2014, 23:37
- Имя: Волоснов Сергей
- Страна: Казахстан
- город/регион: Актобе
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Настройка ПИД
Jackson, спасибо огромное! Именно это я и искал (точнее нечто подобное, сам не понимал что).
Никита, понизить указанные обороты и температуру можно лишь прикрыв топливный клапан, что неизбежно уменьшит мощность, которая, в какой то момент времени, может иметь более важное значение чем КПД. Хотя КПД тоже изменится. Так что - да, речь действительно об оптимизации.
khasan9, я немного увел дискуссию от первоначальной темы, но, надеюсь, ее результат порадует и вас.
Последний раз редактировалось servo85 27 ноя 2020, 10:38, всего редактировалось 1 раз.
Автоматизация бардака порождает только автоматизированный бардак
-
- администратор
- Сообщения: 18758
- Зарегистрирован: 17 июн 2008, 16:01
- Имя: Евгений свет Брониславович
- Страна: Россия
- город/регион: Санкт-Петербург
- Благодарил (а): 973 раза
- Поблагодарили: 1854 раза
Настройка ПИД
Не за что. Я просто описал то, как это работает у нас. Можно ведь и по-другому сделать. Повторюсь, это не ПЛК. Этот софт производитель контроллера поставляет комплектно с контроллером, он абсолютно типовой, поэтому сертифицирован везде где надо и всегда можно получить техподдержку с любого уровня. По сути это ноу-хау. :) По такому же принципу можно и своё ПО строить в ПЛК. Но поскольку это ноу-хау ещё и задокументировано и вся документация в интернете лежит - нечего тут скрывать. Если интересно, то могу ещё рассказать, как эти все регуляторы прикручиваются к регулированию в том числе и маленьких ГТГ (для ГТГ побольше другие контроллеры применяются, но с похожим подходом). В другом месте уже.
По вопросам работы Форума можно обратиться по этим контактам.
-
- специалист по B&R
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 15 фев 2014, 23:37
- Имя: Волоснов Сергей
- Страна: Казахстан
- город/регион: Актобе
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Настройка ПИД
Конечно интересно, и полагаю не мне одному.
Автоматизация бардака порождает только автоматизированный бардак
-
- почётный участник форума
- Сообщения: 3971
- Зарегистрирован: 20 янв 2010, 22:23
- Имя: Никита
- Страна: РФ
- город/регион: Мурманск
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 229 раз
Настройка ПИД
Оно все примерно так и работает. Только у Jackson, указан обобщенный вариант с ПИД по каждому импульсу. В интегрировании для корректирующих чаще всего необходимости нет и это вырождается в П- или ПД- звенья и добавляется к сигналу основного регулятора. Полюс еще иногда обработка добавляется по каким-то законам, если зависимость сильно нелинейна - как в описанном случае, при оборотах и температурах, далеких от предельных, влияния от этих параметров быть вообще не должно. То, что в описанном Евгением случае просто отключается. Иногда имеют место регуляторы с переменной структурой - для разгона ПД с одними коэффициентами, по мере приближения - ПИ с другими, или еще какие алгоритмы.
Но это еще не оптимизация.. Это задача в общем-то регулирования мощности, которое в определеных условиях превращается в регулирование температуры и оборотов.. Вот если бы имела место сложная зависимость мощности от температуры и оборотов с максимумами в разных точках, тогда все было бы интереснее... Я чего про КПД и спросил..
Но это еще не оптимизация.. Это задача в общем-то регулирования мощности, которое в определеных условиях превращается в регулирование температуры и оборотов.. Вот если бы имела место сложная зависимость мощности от температуры и оборотов с максимумами в разных точках, тогда все было бы интереснее... Я чего про КПД и спросил..
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "Нахрена? "